«Трибуна» продолжает следить за судьбой ухтинца Сергея Поликарпова, попавшего в рабство в северный Дагестан. Невольника освободили волонтеры проекта «Против рабства» молодежного движения «Альтернатива». Деньги на отправку домой ему собирали всем миром. На днях из «Альтернативы» нам сообщили: Сергей уехал в Ухту…
Мы решили побеседовать с ним сразу по возвращению в родной город. Но его ответ обескуражил.
– Я вновь вернулся в Москву – рассказал он. – На родине возникли проблемы, связанные в том числе и с моим пребыванием в Дагестане.
Любовь зла
– В Ухте я работал в пассажирском автопредприятии, – рассказывает он. – Зарабатывал прилично. Никогда бы не поехал в Москву на заработки, если бы не случилась сердечная история…
Личная жизнь у Сергея долго не складывалась. В 2014 году он похоронил родителей и остался один в трехкомнатной квартире. Тогда и познакомился с молодой женщиной.
– Мы стали жить вместе, – рассказывает Сергей. – Жили хорошо, я ее очень любил. Но вскоре она начала укорять меня в том, что я не прописываю ее в своей квартире, а значит, не люблю. Чтобы доказать чувства, я вообще решил подарить ей родительскую квартиру. Но как только я сделал этот подарок, она меня по сути выгнала из дома. Ее друзья мне быстро объяснили, чтобы я уматывал из города, дескать, так для меня будет лучше и безопаснее. Я писал заявление в полицию, но состава преступления люди в погонах не нашли.
В Москве Поликарпов начал искать работу. Обращался в различные фирмы, которым нужны были водители. И вроде бы уже нашел работу по специальности, ждал только звонка, как вдруг на Ярославском вокзале к нему подошли двое мужчин. Узнав, что он имеет все водительские категории, предложили Сергею гонять фуры с фруктами из Дагестана в Москву. Зарплату обе-щали – 35-40 тысяч рублей за рейс.
Ухтинец согласился. Его отвели к автобусу. Водитель представился Шамилем.
– Я ехал в автобусе один,– вспоминает Сергей Поликарпов. – По дороге на юг никаких тревожных мыслей не возникало. А вот когда в Кизляре у меня забрали документы, я все понял. Но было поздно — меня затолкали в машину и отправили в ногайские степи пасти овец. В мои обязанности входило пасти стадо, кормить бычков, убирать навоз. Вставал в пять утра и работал до десяти вечера. На обед давали полчаса. Если хозяева находились на кошаре, то вообще времени не было отдохнуть. Из еды – макароны, хлеб и бараний жир. Часто били. Но не так сильно, берегли руки и ноги, чтобы мог потом работать. Следили за мной постоянно…
Из огня в полымя
Но даже в условиях тотального контроля Сергею удалось совершить побег. Ночами он около недели пробирался на федеральную трассу.
Его подобрала первая же попутная машина. Сергей рассказал водителю, что батрачил у нехороших людей. Тот сочувственно цокал языком, обещал помочь. Но когда привез его в свой поселок Ясная Поляна Кизлярского района, выяснилось — это такой же рабовладелец.
– У новых хозяев меня продолжали морить голодом, били еще сильнее.. Но мне повезло — удалось с помощью добрых людей пополнить счет на телефоне, который мне выдал хозяин, чтобы контролировать мои перемещения. С него я и дозвонился до волонтеров «Альтернативы»…
Про операцию спасения Сергея «альтерантивщиками «Трибуна» подробно писала.
Новый поворот
Ребята из «Альтернативы» увезли Сергея в Москву, собрали ему денег на дорогу. Но поскольку у Сергея паспорт и все другие документы остались у хозяина, билет на поезд ему не продали. Он решил добираться до Коми на попутках с дальнобойщиками. Доехал до Кирова. Отсюда позвонил знакомым в Ухту. И резко развернулся назад, в Москву.
– Приятели сказали, что в Ухте меня разыскивают кавказцы, спрашивают у всех номер моего телефона. Естественно, я испугался. Да мне и самому уже был звонок от какого-то Ахмеда, он попросил ничего не рассказывать о жизни в Дагестане, о том, что меня обижали. Номер звонившего мой телефон не определил.
Как сообщили в «Альтернативе», Сергея сейчас спрятали в безопасном месте. В полицию от него готовится заявление о преследованиии…
Невольничий рынок
«Трибуна» попросила лидера движения «Альтернатива» Алексея Никитина рассказать о том, кто чаще всего оказывается в рабстве и как обезопасить себя от подобной судьбы.
– Люди из вашей республики по нашим наблюдениям попадают в рабство не часто. За 3-4 года было максимум пара случаев, – говорит А. Никитин. – В основном пропадают люди из Мордовии и областей Центрального федерального округа. Жители этих регионов часто едут искать работу именно в Москву. Их быстро вычисляют вербовщики. Они «обрабатывают» приезжих, обещая хорошие условия работы. У вербовщиков великолепный нюх, они сразу замечают неконфликтных и плохо ориентирующихся в вопросах трудоустройства людей.
Мы советуем тем, кто приезжает в поисках работы в Москву, быть очень внимательными. Помните: площадь трех вокзалов — главное место, где работают вербовщики, поставляющие рабов на Кавказ. Поэтому не ходите сюда, лучше всего искать работу заранее в интернете, собирать информацию об организации, где намерены работать.
Чтобы не оказаться в рабстве, продумайте систему выхода на связь с родственниками. Обязательно сообщайте им обо всех своих передвижениях. Советую надежно спрятать сим-карту, чтобы можно было в экстренной ситуации сделать необходимые звонки.
Не стоит сильно рассчитывать на помощь полиции. В ситуации с поиском и вызволением рабов она часто ведет себя очень пассивно. Во-первых, им не слишком хочется спасать каких-то (как они это видят) бичей, алкоголиков и прочих маргиналов. Во-вторых, факт нахождения человека в рабских условиях очень трудно доказать. При этом сами рабы, люди в большинстве своем испуганные и изломанные, боятся давать показания на бывших хозяев.
Екатерина Макарова.