Журналисты проникли на охраняемую территорию «спецобъекта» в чернамском заказнике

Читатели «Трибуны» неоднократно обращались в газету с просьбой выяснить: что скрывается под именем «Дом приема официальных делегаций» в республиканском заказнике Белый или, как еще называют это место, в Чернаме?

IMG_0039

Чернамская резиденция выглядит как обычный загородный домик.

Родина Конституции

Барская дача в заказнике Белый появилась еще в советские годы. В основном ее тогда использовали партийные бонзы Коми обкома КПСС для приема гостей из Москвы и собственного отдыха в грибной и рыболовный сезон.
Партийная дача была расположена в уникальном биозаказнике Белый, само название которого указывает на главное богатство этих мест — в уникальных беломошных борах, с трех сторон окруженных Вычегдой, часто выдаются фантастические урожаи белых грибов.
В постсоветские годы «обкомовская дача» вполне могла превратиться в мемориальный объект. Первый глава республики Юрий Спиридонов многократно проводил на этой даче встречи с журналистами, где каждый раз подчеркивал ее символическое значение для государственности Коми. Здесь, по словам Юрия Алексеевича, писалось большинство статей новой Конституции Коми.

«Гнездо» в огне

Но в июне 2004 года уже при сменщике Юрия Алексеевича «гнездо коми Конституции» выгорело дотла. Тогдашний руководитель администрации главы РК сообщил СМИ, что причиной пожара стала молния. Однако жители соседнего с чернамской дачей села Студенец рассказывали, что грозы в тот день не было и в помине. Зато на даче якобы отдыхала веселая компания, которая баловалась фейерверком. Он, дескать, и спалил деревянную постройку.
Так это или нет — установить сегодня вряд ли возможно. Известно лишь, что сразу вскоре после пожара торлоповское правительство, возглавляемое в те годы «московскими вахтовиками» Николаем Левицким и Павлом Ордой, затеяло в Чернаме грандиозную стройку. На месте скромной обкомовской дачи решено было построить Дом приема официальных делегаций. Ходили слухи, что в комплекте с индивидуальными гостевыми домиками для людей вахтовики-затейники планировали построить в Чернаме полноценный зоопарк для развлечения випов.

На чем крыша горит?

В 2011 году новый всплеск общественного интереса к закрытому спецобъекту возник после еще одного пожара.
Председатель Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Игорь Сажин тогда обнародовал в своем блоге такие сведения:
«…На прошлой неделе на повороте на Чернам стояли несколько пожарных машин. Люди видели дым. А еще жители поселка Студенец поговаривают, что во время пожара в Чернаме был глава республики, и он пострадал. В администрации главы мне было сказано, что ничего страшного не произошло, сгорело какое-то подсобное помещение, глава региона не пострадал в этом пожаре. Из ответа я так и не понял, был Гайзер в это время в Чернаме или не был. Одно ясно: пожар был, пострадало имущество, построенное на деньги налогоплательщиков, и, похоже, никто не собирается налогоплательщиков ни о чем информировать».

Информационный пустырь

Давно замечено — любой пустырь почему-то очень быстро зарастает сорняками. Информационный пустырь — не исключение. Вокруг резиденции в Чернаме всегда роились самые невероятные слухи — о том, что государственный объект используется для самого отвязного отдыха республиканской элиты. При этом никакого приема «официальных делегаций» тут и в помине нет.
Иногда эти смелые предположения проникали и в прессу. В частности, вскоре после ареста «ОПС Гайзера» «Московский комсомолец» распространил вот такие сочные сведения: «После пожара в 2004 году там (в Чернаме — Ред.) возвели сказочный город. Порядка 20 млн рублей ушло только на оснащение домиков мебелью и предметами хозинвентаря. За казенный счет наняли охрану, огородили участок, завезли современные лодки с японскими моторами, снегоходы, мини-вездеходы и прочие развлекательные вещи. Все это порядка 80 млн рублей… На территории расположены ресторан, баня, сауна, гостевые домики… Если в Коми приезжают высокопоставленные гости, их вроде как возят туда отдыхать, наслаждаться природой. Но чаще всего там отдыхает местная элита».
Ни одно из утверждений федерального издания чиновники республики после публикации не опровергли.

Граница на замке

IMG_0051

Из опыта прошлых лет мы знали, что въезд в заказник перекрыт двумя шлагбаумами, изготовленными из металлических труб. Они установлены по обе стороны железнодорожной ветки Сыктывкар—Микунь, близ Студенца. Шлагбаумы снабжены цепями и массивными замками, которые открывают сторожа, ведущие наблюдение за подъезжающим транспортом из сторожевой будки, расположенной метрах в ста от переезда.
Но, как оказалось, получить пропуск в Чернам сегодня – не проблема. Для этого нужно всего лишь обратиться в Министерство природных ресурсов, где есть специальный «Центр по ООПТ», который занимается охраной таких вот особо охраняемых территорий. Здесь запишут номер автомобиля и предполагаемое число пассажиров, после чего вы можете отправляться за грибами или ягодами в заказник Белый.
Правда, далеко не все: существует норма допуска — не более трехсот человек в день – в пересчете на вместимость машин, это где-то 60 легковушек. Кстати, проход в заказник жителям Палевиц и Студенца не лимитируется, поскольку они — местные.
Итак, вооружившись пропуском, мы прибыли к шлагбауму. Охранник, изу-чив пропуск (он выдается только на один день) и сверив номер машины с тем, что указан в документе, открыл замки, пропустил наш автомобиль и запер шлагбаум на все запоры.

Путь к фазенде

Дорог в заказнике вроде бы и много — есть ответвления и вправо, и влево, но основная все же одна. Заблудиться, наверное, можно, но вдоль «большака» стоят щиты со схемами заказника, так что найти объект труда не составило: проехав 13 километров, мы увидели зеленый забор и закрытые ворота, за которыми была проходная, а где-то вдалеке виднелись домики.
Мы попытались было пойти вдоль забора, но это оказалось довольно непросто: прямо к нему уже подобралась молодая поросль деревьев и кустарников.
К тому же, как известно, чем дальше в лес, тем он становится непролазней, в чем мы очень скоро убедились. Все, что мы сумели разглядеть за забором, так это большая пасека, состоявшая из десятков разноцветных ульев, а в глубине территории – несколько добротных домов в окружении деревьев. Забор, кстати, оказался очень даже хороший, высокий, изготовленный в заводских условиях: через такой даже кошка не пролезет. Вот белка или хомячок — те, наверное, смогут под нижней кромкой проскользнуть.
Впрочем, в конце концов бесконечный забор кончился у берега красивого озера. А по берегу зайти на загороженную территорию не составило труда. С верхней точки удалось разглядеть лестницу, ведущую к причалу для лодок. Как и в старые времена, она начиналась от крыльца деревянного дома под красной черепицей. К дому вели дорожки, выложенные плиткой, рядом клумбы, засаженные петуниями. Все выглядело красиво и ухоженно, но не слишком помпезно.
Подходить ближе к «засекреченному объекту» было вряд ли разумно — прямо у дома виднелась собачья будка в виде сельской избушки. Судя по конуре, обитатель ее был размером с теленка. Надо отметить, что еще в обкомовские времена в Чернаме держали несколько алабаев для охраны – о свирепости этих азиатских овчарок ходили жуткие слухи.
Памятуя о легендарных алабаях, мы не стали испытывать судьбу и вернулись на дорогу, прямо к проходной, чтобы пообщаться с охраной. Но близко подойти не удалось — откуда-то сбоку на нас молча бросился огромный белый пес!
При ближайшем рассмотрении собака оказалась то ли хорошо воспитанная, то ли не такая уж и свирепая, как ее предшественницы: она просто обнюхала штаны журналистов и так же молча вернулась за ограду.
С охранниками разговора не получилось. На вопрос о том, что находится за забором и нельзя ли купить путевку на эту «турбазу», парень ответил: «Нельзя! Спецобъект!» – и пошел в будку. Мы попытались задать еще пару вопросов, но он дал понять, что разговоры абсолютно неуместны…
P.S. Многое из того, о чем говорилось выше, уже в общем-то история, хотя и недавняя. А как видит будущее чернамского Дома приема официальных делегаций новое руководство республики и как сегодня обстоят дела с его финансированием? Надеемся, что журналисты «Трибуны» вскоре получат возможность побывать внутри «спецобъекта», чтобы рассказать об этом читателям.
Владимир ОВЧИННИКОВ,
Анатолий ПОЛЬКИН.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники