В прошлую пятницу, 31 октября, жители маленького поселка Лемтыбож на Печоре, как обычно, ждали автобуса. Автобус – чуть ли не единственная ниточка, связывающая людей с «большой землей».
Три раза в неделю на нем можно попасть в райцентр — Вуктыл. Но в этот раз автобус не пришел. Дорогу, видать, не посыпали песком — вот автобус и не смог подняться по скользкой горке…
Как закрывали
Когда-то Лемтыбож слыл процветающим поселком. Аккуратные деревянные дома были благоустроены — с центральным отоплением и водопроводом. Здесь, говорят, пекли самый вкусный в округе хлеб. Но главной «кормилицей» поселка была пристань на Печоре. Теперь о ней остались лишь воспоминания, как и о Печорском речном пароходстве…
В 2009 году «в целях оптимизации и улучшения качества образования» в Лемтыбоже закрыли среднюю школу — старшеклассники стали ездить в райцентр. Потом исчезли начальная школа, а в 2013 году и детсад.
Та же участь постигла и местную почту — сократили единственного работника. Нет здесь аптечного киоска и даже промтоварного магазина. Слава Богу, что хоть в продуктовом можно купить мыло и другие хозяйственные мелочи.
ФАП «почти не дышит», поскольку своего фельдшера тоже нет. «Своего» не стало с 2011 года, хотя и жилье для него есть хорошее, и помещение ФАПа благоустроено. Теоретически дважды в неделю сюда должен приезжать медик, вести двухчасовой прием…
— Медики-«вахтовики» едут к нам крайне неохотно, как будто наказание им такое дали, — рассказывает пенсионерка Татьяна Филиппова. — Бывает, что и не дождешься… А нынче и вовсе некому ездить — приезжавший медик-«вахтовик» уволился, другого нет.
В определенные дни лемтыбожцы собираются на крыльце местного магазина, дежурят, обмениваются новостями. Нет, это не сход. Так они ждут почту. Почта, рассказывают местные жители, тоже «вахтовая». С января 2014 г.
перестали разносить корреспонденцию. Почтовый работник приезжает пару раз в неделю, а то и один раз. Понятно, что газетные новости за это время «обрастают бородой», а телепрограмма становится не нужна.
Тем не менее оставшиеся жители спешат в эти часы «на почту» (опоздаешь — и этого не получишь), стоят на холоде в ожидании заветного транспорта. Ведь надо же им где-то оплачивать коммунальные услуги, получать пенсию, социальные выплаты.
«Котловое довольствие»
Все предыдущие годы селяне сетовали на холод в домах. Коммунальщики отвечали им, что оборудование древнее, уголь плохой, да и завозить его дорого, насосы ломаются…
В 2014 году и с водопроводом в многоквартирных домах проблема, вода из крана не идет. Люди полагали, что водопровод забит грязью и не промывается должным образом. Жаловались в аварийную службу ООО «ВТВК», там их «отфутболивали» в сельскую администрацию…
Нынешним летом в Лемтыбоже изменили систему отопления. Котельную убрали, а всем желающим за казенный счет поставили электрокотлы. Теперь отопление индивидуальное. Но радует это не всех. Котлы имеют свойство ломаться. А если это случится в морозы? К тому же такое электроотопление влетает в копеечку… Тот, кто не захотел сомнительного котла, перешел на привычное печное отопление. Хлопотно, но надежно.
Кстати, Вуктыльский район страна знает благодаря газопроводу и лозунгу «Тепло Севера — на юг!». Газовая труба проходит всего в нескольких километрах от поселка Лемтыбож. Но проходит — мимо.
Последняя сотня
В доме, где живет Татьяна Аркадьевна, 12 квартир. Лишь в пяти из них живут люди. Остальные пустуют.
Как только не стало школы и детсада, молодые семьи начали спешно покидать Лемтыбож. Зачем же детишек мучить, поднимая их в такую рань и отправляя за 32 километра? Да и работы здесь нет. Так что в райцентр на школьном автобусе ездят только три ребенка.
Как сообщила работница администрации Галина Бабикова, нынче в поселке по прописке числятся около трехсот жителей, а реально — чуть больше сотни.
Кроме администрации и магазина в поселке осталась еще одна «живая» точка — клуб.
— Я туда раньше любила ходить, потому что в самодеятельности выступала, — говорит Татьяна Аркадьевна.
Теперь, по словам Бабиковой, клуб почти пустует — некому сюда приходить.
Проблемы Лемтыбожа копились годами. Жители умирающего поселка боролись за достойное существование. Писали во все инстанции — и по поводу медобслуживания, и по поводу почты, ЖКХ. Но в ответ получали лишь отписки.
Александра КОСТРОМИНА.