На этой неделе пришло письмо от ветерана труда из села Усть-Цильма Дмитрия Поздеева. Дмитрий Иванович в течение нескольких созывов был депутатом районного совета. В числе других жителей он представлял интересы и многострадальной деревни Верхнее Бугаево, которую несколько лет подряд сильно затапливает во время весеннего паводка.
После разрушительного паводка 2014 года, пишет Дмитрий Поздеев, администрация МР «Усть-Цилемский» составила техническое задание на ремонт единственной улицы в деревне Верхнее Бугаево — Речной.
На восстановление улицы было выделено более 7,5 миллиона рублей. На эти деньги районные власти предусматривали отсыпать песчаный грунт, уплотнить его прицепными катками, устроить защитную дамбу и, наконец, соорудить «дорожную одежду», а проще говоря, отсыпать улицу щебнем, который вместе с дамбой при повторных приступах Печоры мог бы защитить дорожное полотно.
Вместо улицы — ров
Героическую попытку защитить деревню от наводнения весной 2014 года предприняли рядовые жители деревни. Накануне паводка они устроили защитную дамбу из мешков с песком. Однако сооружение не выдержало дикого напора воды со льдом — и ледяное месиво ворвалось в деревню. Пройдя по единственной улице, река оставила за собой ров шириной в 20 и глубиной в 5 метров.
Ликвидируя последствия паводка, власти решили не только засыпать образовавшийся ров, но и создать на улице защитную «одежду» из щебенки. Откосы восстановленной дамбы планировали укрепить бетонными плитами. Но как рассказывают жители деревни, «дорожную одежду» из ПГС на улицу «не надели», дамбу плитами не укрепили, а для уплотнения уложенного грунта не применялись катки.
«Весной 2015 года, накануне паводка, руководитель администрации МР «Усть-Цилемский» Алексей Поздеев отчитался — к большой воде все готово, — писали в прошлом году в «Трибуну» жители села О. Поздеев, П. Дуркин, В. Гордеев и другие. — На самом деле работы, которые наметили в 2014 году, не были закончены и в 2015-м. Дамба весной 14-го года выдержала, однако вода прорвалась в другом месте и вновь нанесла значительный ущерб деревне».
Искусство дорожного «шитья»
Накануне паводка 2016 года Дмитрий Поздеев еще раз от имени бугаевцев написал в администрацию района по поводу злополучной улицы Речная и недоделок, оставленных в Верхнем Бугаево еще в 2014 году.
И получил ответ — работы по контракту полностью выполнены после полного спада воды в сентябре 2015 года.
— Я лично осмотрел дорожное полотно на улице Речная буквально в июне этого года, — рассказывает Дмитрий Поздеев. — «Дорожная одежда» в виде песчано-гравийной смеси на улице полностью отсутствует. К счастью, весной 2016 года обстановка на Печоре была в этих местах спокойная, значит, и смыть гравий река не могла. Его просто не завезли в Верхнее Бугаево. Получается, что контракт был выполнен, как это сообщают районые власти, но только на бумаге. На мой взгляд, прокуратуре района давно пора разобраться, как проводились ремонтные работы на улице Речной в Верхнем Бугаево, кто получил деньги за «устройство» дорожной одежды и почему вместо гравия на улице сплошной песок?
— А по большому счету, — убежден экс-депутат, — строить и восстанавливать сегодня что-либо в Верхнем Бугаево – значит, выбрасывать деньги в воду. И дело не только в том, что чиновники относятся к щедротам казны весьма безалаберно и просто разбазаривают деньги. Дело в самой реке. Ее изменившийся в последние десятилетия гидрорежим привел к тому, что усть-цилемская деревня оказалась под прямым воздействием Печоры.
— Раньше, когда русло реки разрабатывали земснаряды, обеспечивая проход больших судов, Печора подмывала противоположный от Верхнего Бугаево берег. Теперь же все кардинально изменилось, — продолжает Дмитрий Иванович. — Рано или поздно дома в Верхнем Бугаево окажутся в опасной близости к воде, начнется разрушение деревни. Поэтому гораздо разумнее уже сейчас начать переселение отсюда людей, чем раз за разом латать берег, как Тришкин кафтан.
Владимир ОВЧИННИКОВ.