14-17 июня в Москве состоялась 21 международная выставка RosUpack.
RosUpack для специалистов этой индустрии — все равно что Каннский фестиваль для киношников: звездно, дорого, престижно. Упаковочный бизнес, где крутятся миллиарды долларов, может позволить себе главную выставочную площадку России — МВЦ «Крокус-Экспо» с его фантастическими ценами за аренду.
На сей раз в выставке, которую называют «зеркалом отрасли», участвовало более 500 фирм из трех десятков стран. Среди них и Монди — международная компания, производящая упаковочные материалы и бумагу.
В общем, крутое мероприятие европейского масштаба. И было бы странно, если б на эти «бумажные Канны» не пригласили журналистов из Коми. Тем более что для Монди наша республика — «житница картона» и «родина упаковки».
Альберт Клинкхаммер ответил на вопросы журналистов из Коми.
Веселые «упаковщики»
Я из тех людей, кто еще застал советскую бочкотару. Кто открывал зубами пузырек с зеленкой. И находил в конфетной коробке «Белочка» вкладыш с синим штампиком «Упаковщица № 3». То есть жил в те времена, когда было два вида упаковки: круглая и квадратная, бочка и коробка. А самым оригинальным дизайнерским решением считался треугольный конвертик для плавленного сырка. Социализм погиб из-за того, что не умел эффектно упаковывать. Его сгубили серая бумага и грубо сколоченные деревянные ящики. Он не выдержал соревнования с броскими наклейками, яркой оболочкой. Унылая душа советского потребителя восприняла этот внешний западный глянец как истинную красоту жизни. В общем, форма, как всегда, победила содержание…
С тех пор упаковочная индустрия рванула вперед. И сегодня здесь царит жесточайшая конкуренция. Сотни фирм бьются за клиента, предлагая ему «эксклюзивный концепт». Причем медлить нельзя: от лаборатории до конвейера — считанные месяцы. Тут суровый принцип: «Пока семь раз отмеришь, конкуренты уже отрежут». И сожрут тебя вместе с упаковкой.
Но красиво упаковать — этого теперь недостаточно. Главные современные требования к упаковке — функциональность и экологичность. Чтобы заворачиваемый продукт чувствовал себя внутри как родной. И сохранял все свои полезные свойства, не портился, не протекал. При этом сама обертка должна быть легко утилизируема, дабы не огорчать активистов «зеленой» общественности.
Применительно к России можно утверждать, что упаковочная отрасль сегодня — одна из немногих, где правит бал настоящий рынок. Монополистов в этом сегменте экономики, к счастью, пока не замечено. А значит, выживают только креативные и работящие.
Возможно, именно поэтому упаковочная индустрия, где рыночные игроки привыкли драться за место под солнцем, несмотря на кризис, чувствует себя неплохо. Это ощущалось и в общем настрое выставки RosUpack. Я, например, давно не видел столько дружелюбных, улыбчивых лиц. «Упаковщики», оказывается, веселые люди…
Даяна Шерр демонстрирует непромокаемый HYBRIDPRO.
Не проходите мимо
Без влияния санкций, конечно, не обошлось. Даже тут, на главной упаковочной выставке России. Турки, например, выглядели «сбитым летчиком» — лишь одна фирма из этой страны рискнула приехать на
«РосУпак»-2016. Хотя еще год назад здесь выставлялось с десяток турецких компаний. Зато было много однообразных китайцев, косяками бродивших по залам МВЦ. Солидно выглядела и коллективная выставка итальянских фирм. В общем, свято место в «Крокус-Экспо» пусто не бывает…
Огромные, ангарного типа экспозиционные залы невозможно осмотреть за один день. Шутка ли — полтысячи компаний, и каждая выставляла товар лицом: оборудование, сырье, готовая продукция. Фирменные, броско оформленные выставочные стенды, как магниты, притягивали посетителей.
В этом упаковочном море легко было потеряться. Но компания Монди, разместившаяся на 160 «квадратах» выставочной площади, выбрала самую козырную позицию — у центрального входа. И пройти мимо ярких стендов, выполненных в корпоративном стиле, было попросту невозможно.
К примеру, экспозиционная площадка с брутальной вывеской «Мурманский тарный комбинат» выглядела, мягко говоря, попроще.
Что ж, тара — она и в Мурманске тара. Впрочем, о конкурентах — как о мертвых: ни хорошо, ни плохо. Не они нас в Москву приглашали, не нам о них и писать.
Вот Монди — другое дело. Это уже практически родная для Коми компания. Хотя, как выяснилось, знаем мы о ней крайне мало: ЛПК да «Снегурочка». А на самом деле Сыктывкарский ЛПК — лишь часть огромной бизнес-империи, разбросанной по всему миру. Кстати, доходы группы Монди (в 2015 г. — 6,8 млрд евро) значительно превышают годовой бюджет всей нефтегазовой Республики Коми.
В контакте с Монди
Для Монди нынешний «РосУпак» был уже третьим по счету. И каждый раз выставлялись только новые разработки. Их нам и продемонстрировал выступивший в роли экскурсовода директор по маркетингу и коммуникациям Mondi Europe&International Альберт Клинкхаммер («большой начальник из Вены» — как доверительно шепнули сопровождающие). А помогала ему менеджер той же компании Даяна Шерр.
«Босс из Вены» — действительно большой человек: под два метра ростом. Он улыбался так, будто для полного и окончательного счастья в жизни ему не хватало лишь одного — встречи с сыктывкарскими журналистами. Уже через пять минут мы называли его запросто — Альберт. Во-первых, фамилия трудная. Во-вторых, держался он как старый приятель. По-моему, столь приветливые, позитивные люди сохранились сегодня только в центральной Европе…
По словам господина Клинкхаммера, любой из нас (то есть «бытовой потребитель») каждый день находится «в контакте с Монди», хотя не все об этом догадываются:
— К примеру, Монди СЛПК — это в первую очередь производитель офисной и офсетной бумаги. Однако многие даже не знают, что мы выпускаем продукцию для строительной, пищевой, медицинской и других отраслей.
Среди клиентов Монди производители не только офисных, но и фармацевтических, медицинских, продуктовых товаров, бытовой химии, стройматериалов и даже кормов для домашних животных.
Предмет особой гордости компании — инновационные разработки, «заточенные» на экологичность. Причем это характерно для всей производственной цепочки Монди — от управления лесами, выпуска бумаги, картона, целлюлозы до промышленных и потребительских упаковок. В том числе это санитарно-гигиенические изделия, дой-паки, сверхпрочные мешки для цемента и так называемые «умные» коробки для розничных товаров.
На «РосУпаке»-2016 компания показала сразу несколько последних фирменных «хитов» — свежеиспеченную продукцию своих технологов и дизайнеров.
Высокий IQ
— В России у Монди есть комбинат в Переславле-Залесском, где производится упаковка для пищевой промышленности и кормов для животных, — поведала нам «экскурсовод» Даяна Шерр. — Ключевым продуктом в данном сегменте является PerfoamPack — вспененная пленка. При сохранении толщины эта пленка на треть легче обычной, а значит, и сырья на ее производство тратится на 30 процентов меньше.
Другая инновация наверняка порадует профессиональных пекарей и простых домохозяек. Это пекарская бумага, которую Монди запускает в массовое производство уже в конце текущего года.
Пекарская бумага годится для заводских и домашних пекарен, для розничных продаж и выездного ресторанного обслуживания. А формованная пекарская бумага, по словам Даяны, обладает уникальными свойствами растяжения для противней и форм. Проще говоря, за кекс в духовке можно не беспокоиться — не подгорит.
Для упаковки древесных топливных гранул, удобрений и корма для животных компания разработала бумажный продукт SKOG. То есть герметичный пакет с двухсторонним барьером, высокой степенью защиты и запечатывания.
Показали нам и стенд с полуразвернутыми рулонами. Это напоминало лоток в обойном магазине, только вместо обоев — первоклассный картон. Улучшенный сорт ProVantage Komiwhite (почувствуйте гордость за Коми) стали производить в Сыктывкаре после недавней модернизации картоноделательной машины № 21. У этого картона презентабельный внешний вид и удобная для упаковки фактура.
Следующая новация Монди не имеет прямого отношения к упаковочной продукции. Это офисная бумага IQ (аббревиатуру можно расшифровать как intelligence quotient — коэффициент интеллекта). «Умная» бумага, которую бизнес-группа готовит к массовому производству, отличается высоким качеством при использовании копировальных устройств и принтеров. То есть, например, цветное изображение на такой бумаге получается максимально четким. И выпускать этот продукт будут в Коми! Как заверил Альберт Клинкхаммер, IQ не является конкурентом сыктывкарской «Снегурочке» — у них разные ценовая и потребительская ниши.
Мешок в аквариуме
И наконец, изюминка «РосУпака» и, похоже, «любимый ребенок» Монди на этой выставке: HYBRIDPRO — представитель нового поколения водонепроницаемых бумажных мешков с наружным слоем из полиэтилена высокой плотности.
Вообще, грубое слово «мешок» тут не очень подходит. Слишком уж он презентабелен. Хотя это именно мешок, и предназначен для упаковки цемента и других стройматериалов.
Для перевозки и хранения цемента главное — чтобы вода не попала. Демонстрируя защитное качество упаковки, организаторы экспозиции поместили HYBRIDPRO в аквариум с водой, а для красоты (и с целью показать, что мешок помещен в жидкость) запустили туда воздушные пузырьки. Судя по изумленным лицам посетителей выставки, «инсталляция» получилась наглядной и креативной.
Основное преимущество «инновационного» мешка в том, что покупателю не нужно тратиться на дополнительную защиту цемента от влаги. Внутренний его слой состоит из бумаги, верхний — из полиэтилена. Практично и герметично.
Кроме того, параметры HYBRIDPRO рассчитаны так, что его можно ставить для заполнения содержимым прямо на скоростную фасовочную линию без всякого дополнительного оборудования (а значит, и лишних затрат).
Премьера HYBRIDPRO оказалась успешной — этот продукт назван в числе победителей проводившегося в рамках выставки
«РосУпак» конкурса PART Awards-2016 в номинации «Производитель года».
P.S. На подобных выставках контракты обычно не заключаются. Главная цель — рабочие контакты, обмен полезной информацией. Специалистам важно держать руку на пульсе, отслеживать новейшие тренды отрасли, чтобы понять, какое место ты занимаешь сегодня среди своих конкурентов. И выставка RosUpack — в общем-то об этом. О животворящей силе конкуренции, которая порождает разнообразие и творческий подход к делу.
Владимир СУМАРОКОВ.