«Бумажное» зеркало: в залах «Крокус-Экспо» блистали новинки индустрии

   14-17 июня в Москве состоялась 21 международная выставка RosUpack.
RosUpack для специалистов этой индустрии — все равно что Каннский фестиваль для киношников: звездно, дорого, престижно. Упаковочный бизнес, где крутятся миллиарды долларов, может позволить себе главную выставочную площадку России — МВЦ «Крокус-Экспо» с его фантастическими ценами за аренду.
На сей раз в выставке, которую называют «зеркалом отрасли», участвовало более 500 фирм из трех десятков стран. Среди них и Монди — международная компания, производящая упаковочные материалы и бумагу.
В общем, крутое мероприятие европейского масштаба. И было бы странно, если б на эти «бумажные Канны» не пригласили журналистов из Коми. Тем более что для Монди наша республика — «житница картона» и «родина упаковки».

DSC_0094
Альберт Клинкхаммер ответил на вопросы журналистов из Коми.

Веселые «упаковщики»

Я из тех людей, кто еще застал советскую бочкотару. Кто открывал зубами пузырек с зеленкой. И находил в конфетной коробке «Белочка» вкладыш с синим штампиком «Упаковщица № 3». То есть жил в те времена, когда было два вида упаковки: круглая и квадратная, бочка и коробка. А самым оригинальным дизайнерским решением считался треугольный конвертик для плавленного сырка.          Социализм погиб из-за того, что не умел эффектно упаковывать. Его сгубили серая бумага и грубо сколоченные деревянные ящики. Он не выдержал соревнования с броскими наклейками, яркой оболочкой. Унылая душа советского потребителя восприняла этот внешний западный глянец как истинную красоту жизни. В общем, форма, как всегда, победила содержание…

С тех пор упаковочная индустрия рванула вперед. И сегодня здесь царит жесточайшая конкуренция. Сотни фирм бьются за клиента, предлагая ему «эксклюзивный концепт». Причем медлить нельзя: от лаборатории до конвейера — считанные месяцы. Тут суровый принцип: «Пока семь раз отмеришь, конкуренты уже отрежут». И сожрут тебя вместе с упаковкой.
Но красиво упаковать — этого теперь недостаточно. Главные современные требования к упаковке — функциональность и экологичность. Чтобы заворачиваемый продукт чувствовал себя внутри как родной. И сохранял все свои полезные свойства, не портился, не протекал. При этом сама обертка должна быть легко утилизируема, дабы не огорчать активистов «зеленой» общественности.
Применительно к России можно утверждать, что упаковочная отрасль сегодня — одна из немногих, где правит бал настоящий рынок. Монополистов в этом сегменте экономики, к счастью, пока не замечено. А значит, выживают только креативные и работящие.
Возможно, именно поэтому упаковочная индустрия, где рыночные игроки привыкли драться за место под солнцем, несмотря на кризис, чувствует себя неплохо. Это ощущалось и в общем настрое выставки RosUpack. Я, например, давно не видел столько дружелюбных, улыбчивых лиц. «Упаковщики», оказывается, веселые люди…

IMG_9959
Даяна Шерр демонстрирует непромокаемый HYBRIDPRO.

Не проходите мимо

Без влияния санкций, конечно, не обошлось. Даже тут, на главной упаковочной выставке России. Турки, например, выглядели «сбитым летчиком» — лишь одна фирма из этой страны рискнула приехать на
«РосУпак»-2016. Хотя еще год назад здесь выставлялось с десяток турецких компаний. Зато было много однообразных китайцев, косяками бродивших по залам МВЦ. Солидно выглядела и коллективная выставка итальянских фирм. В общем, свято место в «Крокус-Экспо» пусто не бывает…
Огромные, ангарного типа экспозиционные залы невозможно осмотреть за один день. Шутка ли — полтысячи компаний, и каждая выставляла товар лицом: оборудование, сырье, готовая продукция. Фирменные, броско оформленные выставочные стенды, как магниты, притягивали посетителей.
В этом упаковочном море легко было потеряться. Но компания Монди, разместившаяся на 160 «квадратах» выставочной площади, выбрала самую козырную позицию — у центрального входа. И пройти мимо ярких стендов, выполненных в корпоративном стиле, было попросту невозможно.
К примеру, экспозиционная площадка с брутальной вывеской «Мурманский тарный комбинат» выглядела, мягко говоря, попроще.
Что ж, тара — она и в Мурманске тара. Впрочем, о конкурентах — как о мертвых: ни хорошо, ни плохо. Не они нас в Москву приглашали, не нам о них и писать.
Вот Монди — другое дело. Это уже практически родная для Коми компания. Хотя, как выяснилось, знаем мы о ней крайне мало: ЛПК да «Снегурочка». А на самом деле Сыктывкарский ЛПК — лишь часть огромной бизнес-империи, разбросанной по всему миру. Кстати, доходы группы Монди (в 2015 г. — 6,8 млрд евро) значительно превышают годовой бюджет всей нефтегазовой Республики Коми.

DSC_0105

В контакте с Монди

Для Монди нынешний «РосУпак» был уже третьим по счету. И каждый раз выставлялись только новые разработки. Их нам и продемонстрировал выступивший в роли экскурсовода директор по маркетингу и коммуникациям Mondi Europe&International Альберт Клинкхаммер («большой начальник из Вены» — как доверительно шепнули сопровождающие). А помогала ему менеджер той же компании Даяна Шерр.
«Босс из Вены» — действительно большой человек: под два метра ростом. Он улыбался так, будто для полного и окончательного счастья в жизни ему не хватало лишь одного — встречи с сыктывкарскими журналистами. Уже через пять минут мы называли его запросто — Альберт. Во-первых, фамилия трудная. Во-вторых, держался он как старый приятель. По-моему, столь приветливые, позитивные люди сохранились сегодня только в центральной Европе…
По словам господина Клинкхаммера, любой из нас (то есть «бытовой потребитель») каждый день находится «в контакте с Монди», хотя не все об этом догадываются:
— К примеру, Монди СЛПК — это в первую очередь производитель офисной и офсетной бумаги. Однако многие даже не знают, что мы выпускаем продукцию для строительной, пищевой, медицинской и других отраслей.
Среди клиентов Монди производители не только офисных, но и фармацевтических, медицинских, продуктовых товаров, бытовой химии, стройматериалов и даже кормов для домашних животных.
Предмет особой гордости компании — инновационные разработки, «заточенные» на экологичность. Причем это характерно для всей производственной цепочки Монди — от управления лесами, выпуска бумаги, картона, целлюлозы до промышленных и потребительских упаковок. В том числе это санитарно-гигиенические изделия, дой-паки, сверхпрочные мешки для цемента и так называемые «умные» коробки для розничных товаров.
На «РосУпаке»-2016 компания показала сразу несколько последних фирменных «хитов» — свежеиспеченную продукцию своих технологов и дизайнеров.

DSC_0099

Высокий IQ

— В России у Монди есть комбинат в Переславле-Залесском, где производится упаковка для пищевой промышленности и кормов для животных, — поведала нам «экскурсовод» Даяна Шерр. — Ключевым продуктом в данном сегменте является PerfoamPack — вспененная пленка. При сохранении толщины эта пленка на треть легче обычной, а значит, и сырья на ее производство тратится на 30 процентов меньше.
Другая инновация наверняка порадует профессиональных пекарей и простых домохозяек. Это пекарская бумага, которую Монди запускает в массовое производство уже в конце текущего года.
Пекарская бумага годится для заводских и домашних пекарен, для розничных продаж и выездного ресторанного обслуживания. А формованная пекарская бумага, по словам Даяны, обладает уникальными свойствами растяжения для противней и форм. Проще говоря, за кекс в духовке можно не беспокоиться — не подгорит.
Для упаковки древесных топливных гранул, удобрений и корма для животных компания разработала бумажный продукт SKOG. То есть герметичный пакет с двухсторонним барьером, высокой степенью защиты и запечатывания.
Показали нам и стенд с полуразвернутыми рулонами. Это напоминало лоток в обойном магазине, только вместо обоев — первоклассный картон. Улучшенный сорт ProVantage Komiwhite  (почувствуйте гордость за Коми) стали производить в Сыктывкаре после недавней модернизации картоноделательной машины № 21. У этого картона презентабельный внешний вид и удобная для упаковки фактура.
Следующая новация Монди не имеет прямого отношения к упаковочной продукции. Это офисная бумага IQ (аббревиатуру можно расшифровать как intelligence quotient — коэффициент интеллекта). «Умная» бумага, которую бизнес-группа готовит к массовому производству, отличается высоким качеством при использовании копировальных устройств и принтеров. То есть, например, цветное изображение на такой бумаге получается максимально четким. И выпускать этот продукт будут в Коми! Как заверил Альберт Клинкхаммер, IQ не является конкурентом сыктывкарской «Снегурочке» — у них разные ценовая и потребительская ниши.

4_2_ProVantage Komiwhite_The nordic fibre paper

Мешок в аквариуме

И наконец, изюминка «РосУпака» и, похоже, «любимый ребенок» Монди на этой выставке: HYBRIDPRO — представитель нового поколения водонепроницаемых бумажных мешков с наружным слоем из полиэтилена высокой плотности.
Вообще, грубое слово «мешок» тут не очень подходит. Слишком уж он презентабелен. Хотя это именно мешок, и  предназначен  для упаковки цемента и других стройматериалов.
Для перевозки и хранения цемента главное — чтобы вода не попала. Демонстрируя защитное качество упаковки, организаторы экспозиции поместили HYBRIDPRO в аквариум с водой, а для красоты (и с целью показать, что мешок помещен в жидкость) запустили туда воздушные пузырьки. Судя по изумленным лицам посетителей выставки, «инсталляция» получилась наглядной и креативной.
Основное преимущество «инновационного» мешка в том, что покупателю не нужно тратиться на дополнительную защиту цемента от влаги. Внутренний его слой состоит из бумаги, верхний — из полиэтилена. Практично и герметично.

1_6_Mondi_SKOGКроме того, параметры HYBRIDPRO рассчитаны так, что его можно ставить для заполнения содержимым прямо на скоростную фасовочную линию без всякого дополнительного оборудования (а значит, и лишних затрат).
Премьера HYBRIDPRO оказалась успешной — этот продукт назван в числе победителей проводившегося в рамках выставки
«РосУпак» конкурса PART Awards-2016 в номинации «Производитель года».

P.S. На подобных выставках контракты обычно не заключаются. Главная цель — рабочие контакты, обмен полезной информацией. Специалистам важно держать руку на пульсе, отслеживать новейшие тренды отрасли, чтобы понять, какое место ты занимаешь сегодня среди своих конкурентов.   И выставка RosUpack — в общем-то об этом. О  животворящей силе конкуренции, которая порождает разнообразие и творческий подход к делу.

                                                                                                                       Владимир СУМАРОКОВ.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники