На прошлой неделе в Ухте состоялось собрание общественности, на котором обсуждался вопрос о возобновлении строительства пункта захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) и дальнейшего обслуживания законсервированного хранилища радиоактивных отходов рядом с поселком Водный.
Официального сообщения в СМИ не было — ухтинцы узнали о собрании с помощью информации, размещенной активистами в интернете. Тем не менее зал Дома молодежи оказался заполнен до отказа…
Нефть, хлор, радиация…
Собравшимся был предложен видеоотчет о деятельности рабочей группы по реабилитации загрязненных территорий МО ГО «Ухта» за два прошедших года. Как известно, ранее активисты собрали 27 тысяч подписей противников строительства ПЗРО в Ухте, а в ходе отчета-презентации они напомнили о причинах отказа от строительства хранилища радиоактивных отходов на территории муниципалитета.
По окончании отчета к микрофону вышел глава администрации района Александр Бусырев и задал сакраментальный вопрос о том, чем вызвано столь грандиозное мероприятие. Похоже, он был даже слегка удивлен пояснениями, что данное собрание — реакция на его же публичные заявления. Градоначальник неоднократно на различных мероприятиях высказывал сожаление об отсутствии пункта захоронения радиоактивных отходов, из-за чего нет возможности решить проблему загрязненных радиацией участков, в том числе и на Водном.
Мэру Александру Бусыреву (фото сверху) не удалось переубедить участников собрания…
Господину Бусыреву напомнили и о других экологических проблемах, волнующих жителей района: ярегское нефтезагрязнение ручьев и рек вокруг Ухты, а также предполагаемые перевозки хлора через жилую зону поселка Ярега (что является грубейшим нарушением существующих норм и правил). Выступивший на собрании житель Яреги продемонстрировал собравшимся квитанцию за услуги водоснабжения, полученную от МУП «Ухтаводоканал», где на обратной стороне напечатана «Памятка населению по действиям при выбросе в атмосферу хлора».
Бурные дебаты
Как известно, на территории Ухтинского района в 50-е годы находилось несколько химзаводов. От них остались бесхозные радиоактивные отходы, угрожающие здоровью местных жителей. И что с этим делать — власти до сих пор не решили.
По мнению Александра Бусырева, загрязненные отходами участки земли необходимо передать под юрисдикцию федерального центра. После чего добиваться захоронения отходов, привлекая для этого деньги федерального, республиканского и местного бюджетов.
Это предложение буквально взорвало зал: негодованию собравшихся не было предела! Ведь если собственником радиоактивных отходов станут федералы, то строительство ПЗРО станет неизбежным. Для этого имеются все необходимые условия: участок под ПЗРО находится в федеральной собственности на землях гослесфонда, есть готовый проект. А результаты общественных слушаний и протесты населения для Москвы не помеха…
Хотя глава администрации муниципалитета пытался убедить ухтинцев, что нет иных способов решить проблему, это не помогло, зал не принимал объяснений. Не помогло и приглашение к микрофону известного в Ухте профессора УГТУ, доктора геолого-минералогических наук В. Копейкина. Три года тому назад он давал заключение по проекту ПЗРО, предлагая внести некоторые коррективы, и с того времени инициативная группа ухтинцев, категорически выступающая против строительства могильника РАО, относилась к ученому с недоверием. Уникального специалиста и ликвидатора чернобыльской беды забросали вопросами и не дали полностью высказать свою позицию по ПЗРО.
После бурных дебатов, в которых активное участие приняла депутат Госсовета РК и член инициативной группы по реабилитации загрязненных территорий Екатерина Руденко, собравшиеся услышали от градоначальника заверение в том, что могильника радиоактивных отходов в том виде и на том месте, как прописано в Проекте 2012 года, не будет. По крайней мере до тех пор, пока Александр Бусырев находится на своем посту.
Завершилось собрание принятием резолюции, в которой указывается на необходимость поиска альтернативных вариантов захоронения радиоактивных отходов.
Как убрать опасную «грязь»?
Профессор Копейкин считает, что к этой проблеме надо подходить дифференцировано. Ведь радиоактивные отходы различаются по степени излучения, а значит, и опасности для людей. Высокоактивные (например, отходы атомных электростанций) следует размещать в могильниках на Новой Земле или на Приполярном Урале, где ранее производили ядерные испытания. А расположенные на участках бывших химзаводов на территории городского округа «Ухта», в том числе и на территории поселка Водный, отходы относятся к слабоактивным. Их следует захоронить в так называемых коконах, окутанных метровым слоем глины, в соответствующих траншеях на ПЗРО.
Работа с перемещением отходов в могильник создаст проблемы с повышенным уровнем радиации примерно на год, но далее, по мнению ученого, все придет в норму. Останутся лишь загрязненные радионуклидами участки земель, которые следует объявить зонами радиационной опасности, выделить их на картах и в натуре и довести информацию об этом до населения. В первую очередь надо очистить «грязь» из поселка Водный и с территорий химзаводов № 1, 7 и 10. Для этого как раз и нужна совместная работа муниципалитета, республики и федералов с их ресурсами и высококвалифицированными кадрами.
Валерий ТОРЛОПОВ,
г. Ухта.