Медицинские работники республиканского онкологического диспансера уже шесть лет обитают в подвальном помещении.
Добро пожаловать на склад
Как рассказала «Трибуне» одна из «жительниц подземелья» Елена Попова, раньше она и еще восемь семей проживали в доме на улице Пушкина, 112 (позже адрес переименовали, теперь это Гаражная, 6/4). В 2007 году здание признали аварийным. Комиссия посчитала проживание здесь людей небезопасным.
И тогда руководство онкологического диспансера переселило своих работников в бывшие складские помещения ГУ РК «Главное управление материально-технического обеспечения здравоохранения Республики Коми». Склад находится в Дырносе, в доме 88/1.
— Нам сказали, что сюда мы переходим временно, пока строители будут капитально ремонтировать наше общежитие, — рассказывает Елена Валентиновна. — Но вместо ремонта в 2014 году аварийное здание снесли. Нас успокаивали тем, что построят нам новое общежитие по улице Невельской дивизии. Даже показывали проект дома. Мы в мечтах уже планировали, куда мебель поставим. А в итоге комнат в новостройке «складским» не досталось. Дом построили, но заселили туда совсем других. Мы же так и остались в подвале.
Переселение душ
Все «обитатели подземелья» до сих пор прописаны в уже несуществующем доме на Гаражной, 6/4, хотя проживают в Дырносе. Правда, с недавних пор из несуществующего дома их начали «выселять» по суду.
Дело в том, что, когда люди в 2010 году переселились в Дырнос, 88/1, мэрия их сюда категорически не прописывала. Основание выдвигалось серьезное — дескать, нельзя прописывать в цокольном этаже.
Однако в 2009 году чиновники все же перевели (на бумаге) нежилое здание в разряд жилого. А уже в этом году мэрия приняла постановление, разрешающее прописывать жильцов в цокольном этаже.
В итоге с помощью судебных решений жильцов начали выписывать из несуществующего здания на Гаражной и прописывать… в подвальном помещении здания в Дырносе — в том самом, где, как еще недавно считалось, жить нельзя…
В кабинку ходят по очереди
Елена Попова, медсестра-анестезист, 16 лет работает в онкодиспансере. Одна воспитывает десятилетнего сына. По словам Елены, подвальные жители сегодня по сути оставлены один на один со своей проблемой — руководство онкологического диспансера им не помогает.
Интересно, что комнаты в подвале дома в Дырносе, 88/1 медработники занимают по договору, согласно которому они могут жить здесь, пока работают в онкодиспансере. А если увольняешься или выходишь на пенсию — с вещичками на улицу.
— Недавно одна наша бывшая сотрудница устроилась на другую работу, — рассказывает Елена Попова. — С ней не стали церемониться. Выгнали на улицу с двумя несовершеннолетними детьми.
Елена Попова ютится с сыном в комнате площадью в 15 «квадратов». Но 15 — это по документам. А на самом деле — гораздо меньше. Поскольку изначально цокольный этаж строился как технический, здесь, прямо в комнате, проходят все коммуникации, в том числе канализационные.
Чтобы обустроить помещения под расселение, на этаже провели перепланировку, прикрыв все трубы гипсокартоном. Но если случится ЧП, то все нечистоты и горячая вода потекут прямо на голову жильцов цокольного этажа.
Кухня в подвале медиков — общая, душ тоже. Причем работает всего лишь одна душевая кабинка. Еще две душевые установлены, видимо, для интерьера.
В подвале нет внутренней вентиляции, поэтому из-за постоянной сырости на стенах растет грибок.
Куда они денутся?
«Медики из подвала» шесть лет пишут жалобы в различные инстанции — и все без толку. А этим летом они обратились в региональное отделение Общероссийского народного фронта. «Фронтовики» организовали «круглый стол», собрав вместе жильцов, представителей региональных ведомств, надзорных органов, муниципалитета.
Участники «круглого стола» подтвердили: перевод цокольного этажа в жилое помещение — прямое нарушение российского законодательства. А именно статьи 15 Жилищного кодекса РФ и утвержденного постановлением правительства Положения, согласно которому размещение жилых помещений в подвальном и цокольном этажах не допускается.
На «круглом столе» первый заместитель министра Республики Коми имущественных и земельных отношений Наталья Хозяинова сообщила, что с 30 мая запущена процедура экспертизы помещений цокольного этажа на предмет пригодности проживания.
Впервые (за столько-то лет!) решили проверить — можно ли тут жить. А ведь люди уже провели в гнилом подвале значительную часть своей жизни!
Хозяинова добавила, что в Сыктывкаре для переселения жильцов из дома по адресу: Дырнос, 88/1 нет свободных помещений. Это подтвердил и представитель мэрии.
Начальник отдела Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Республики Коми Ольга Рычкова сообщила «Трибуне», что после прокурорской проверки действительно выявлен факт — перевод нежилых помещений в жилые администрация города провела незаконно.
Как теперь мэрия намерена устранять эти нарушения — большой вопрос. Но если придется переводить цокольный этаж вновь в нежилое состояние, значит, надо срочно решать, куда девать нынешних «детей подземелья».
Екатерина МАКАРОВА.