В трех километрах от села Верхолузье, почти у самой границы с Кировской областью, есть деревня с ласковым названием Чернушка. Существует она, судя по историческим справочникам, более 150 лет. Правда, теперь ее и деревней-то трудно назвать: из десятка покосившихся, а то и совсем завалившихся домов жилой только у единственной обитательницы Чернушки — Валентины Смолевой.
Трудно представить, но этой отшельнице, безвылазно живущей в заброшенной деревеньке, 80 лет. Бабу Валю даже с Робинзоном сравнивать трудно — тот ведь был мужчина в самом расцвете сил. Да и жил на острове, где круглый год лето. А тут — северная тайга начинается за порогом!
Велик стаж, да пенсия мала
Хозяева других домов Чернушки давно уже в поисках лучшей доли покинули эту деревню.
Валентина Борисовна — дочь участника финской и Великой Отечественной войн Бориса Кирилловича Турышева. Отец ушел на фронт, когда ей было два года. В Книге памяти Республики Коми он значится без вести пропавшим.
С 15 лет Валя работала в колхозе, в животноводстве. Так что крестьянский труд познала рано. Всю жизнь трудилась, отдавая себя работе без остатка. Стаж трудовой у нее огромный, а пенсия мизерная.
На вопрос: «Как поживаете?» Валентина Борисовна ответила: «Пенсия маленькая. Сколь получаю, столь и трачу. На хлеб хватает, а в остальном полагаюсь на себя да на добрых людей — они всегда мне помогают».
— Вон Андрей Григорьевич Пантелеев едет в гости ко мне из Верхолузья, — показывает на дорогу Валентина Борисовна. — Он то продукты мне привозит, то дорогу на своем тракторе почистит, а то и дровами поможет.
Очень благодарна бабушка Валя и почтальону Николаю Сердитову. Он тоже из села Верхолузье и тоже часто помогает отшельнице — чистит крышу и дорожки от снега, приносит добрые вести.
Еще пару лет назад старушка держала свое хозяйство. Были у нее овцы, да пришлось убрать: сено одной сложно заготавливать. А вот огород все еще держит. На грядках выращивает картошку, морковь, лук, другую зелень. Летом и осенью собирает грибы да ягоды.
— Мне и ходить-то никуда особо не надо, — говорит она. — Грибы прямо у крылечка растут. Прошлой осенью целый мешок насушила.
Мирное соседство
— А не боитесь медведей, волков, живя рядом с лесом? — спрашиваю Валентину Борисовну.
— Мы друг другу не мешаем. Как-то летом пошла по воду в ручей, а там, гляжу, медвежонок туда-сюда бродит, почти, как говорят, нос к носу с ним встретились. Сначала испугалась, а потом сама себя успокаивать стала: я же ничего плохого ему не делаю, и он не должен мне причинить беды. Сама застыла, как вкопанная, а он, напившись и поплескавшись, убежал в кусты. Частенько за двором лиса, как собачка, гавкает. Так мирно и соседствуем, — поделилась моя собеседница.
Нина ВАСИЛЬЕВА,
Прилузский район.