В одиночку району не справиться

Власти Ижемского района серьезно обеспокоены сложившейся ситуацией по сносу аварийных зданий.
— Сегодня межведомственной комиссией признаны аварийными пятнадцать домов, которые подлежат сносу, — сообщила «Трибуне» руководитель района Любовь Терентьева. — Работы по демонтажу строений и последующей расчистке земельного участка необходимо произвести в бывших леспромхозовских поселках Койю и Том, а также в Ижме, Мохче, Диюре, Кипиево и бывшем поселке речников Щельяюре. Но на это нет денег! К примеру, чтобы разобрать один 12-квартирный дом и расчистить территорию, необходимо примерно 100 тысяч рублей. Ни в районном бюджете, ни тем более в поселениях деньги на снос зданий не заложены. В конце прошлого года из резерва районного бюджета смогли выделить лишь 200 тысяч рублей поселению Щельяюр на снос двух аварийных домов. Но это проблему не решит.
Особую тревогу щельяюрцев вызывает уже много лет пустующее здание бывшего детского сада. На встрече с населением выяснилось, что постройка находится рядом с частным сектором. Чтобы заброшенное здание не превратилось в место сбора асоциальных групп, жители соседних домов вынуждены устраивать дежурства и по очереди караулить.
— Чтобы решить в муниципалитете проблему сноса аварийных зданий, необходима помощь республики, в одиночку муниципальной казне проблему не осилить, — уверена Любовь Терентьева. — Должна быть разработана целевая программа на условиях софинансирования с республикой — с такой просьбой мы обратились в правительство Коми.

Не хватит даже на паспорт

— В Щельяюре проблемы возникают не только с демонтажем аварийного здания, но и с расселением жильцов, — рассказывает глава поселения Маргарита Бабикова. — В поселке четыре дома признаны аварийными, но люди до сих пор прописаны и вынуждены там жить! В поселении катастрофически не хватает свободной муниципальной жилплощади, в наличии — лишь одна муниципальная квартира. Погорельцам 8-квартирного дома, где в начале мая случился пожар, пришлось расселиться по родственникам и знакомым.
Не лучше ситуация и в поселении «Том».
— В Койю и Томе за два последних года аварийными признаны 8 домов, — говорит глава поселения Татьяна Князькина. — В Койю нужно сносить шесть домов. Заброшенные постройки создают пожароопасную ситуацию.
Сборные щитовые, а также построенные из бруса многоквартирные дома появились в этих поселках еще в начале шестидесятых годов. Когда леспромхоз развалился, эти дома перешли в муниципальную собственность, но деньги на их содержание не выделялись.
— Чтобы выписать жильца из аварийного дома, нужно сначала найти место, где его можно прописать, — продолжает Татьяна Альбертовна. — В основном прописывались у родственников. Еще одна загвоздка: чтобы пройти процедуру выписки и прописки, нужно ехать в паспортный стол в Ижму, за тридевять земель. Для многих это накладно.
Пока все жильцы не будут выписаны из аварийного дома, постройку снести не смогут.
— Если организационные вопросы по уведомлению и расселению мы как-то еще решаем, то сносить постройки без финансовой помощи поселение не сможет. Бюджет поселения дотируется на 80 процентов. Мы не смогли выкроить деньги даже на подготовку технического паспорта, по которому межведомственная комиссия выносит вердикт изношенности дома. Стоимость одного техпаспорта — 6 тысяч рублей, а ветхих и аварийных домов много. По представлению надзорных органов, только решением суда все эти дома были признаны аварийными. На исполнение судебного решения из районного бюджета были выделены дополнительные финансы, — резюмировала глава Т. Князькина.

Надо сносить!

В патовой ситуации оказались и кипиевцы, имеющие прописку в 12-квартирном доме, который находится в центре села Кипиево. Это единственный муниципальный дом, который имеется в селе. Остальное – частный сектор. Решить квартирный вопрос прописанных там семей — один из наказов депутату райсовета от поселения Елизавете Рочевой.
По словам Елизаветы Николаевны, этот дом строили для молодых специалистов колхоза. Кроме того, там проживали приезжающие в село учителя и другие специалисты. Отапливался дом от школьной котельной. Но спустя годы подача тепла от котельной была перекрыта. После этого обитатели стали покидать обжитые квартиры.
— Двухкомнатную квартиру мы купили, когда переехали из Щельяюра, — рассказывает жительница Кипиево Татьяна Канева. — Семьей, в составе из трех человек, в том числе несовершеннолетний ребенок, прописаны в этом доме. Когда «вырубили» отопление, мы провели у себя автономное отопление. Но в большом пустующем двухэтажном здании топить и жить одной семье стало накладно. Поэтому мы были вынуждены переехать в старый отцовский дом. Теперь хотим добиться, чтобы власти предоставили нам жилплощадь как переселенцам из аварийного жилья.
— С одной стороны, у поселения нет муниципального жилья, а с другой —
обитатели дома остались без жилплощади, — говорит депутат Елизавета Рочева. — Если в городе «движущей силой» являются инвесторы, которые и расселят, и участок освободят, то в отдаленных селах таких «скупщиков земли» не бывает. Прежнее руководство района предлагало решать вопрос только в судебном порядке. В этом году решение проблемы сдвинулось с места. Но из-за бюрократических проволочек затянулся вопрос с признанием дома аварийным. На дворе уже лето, пожароопасный период, а вокруг аварийного здания — кругом постройки, рядом — дошкольное учреждение.

Наталья КОЛОДИНОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники