За сыктывкарским Лесозаводом давно закрепилась дурная слава. В этом столичном микрорайоне, как в бразильских фавелах, обитают бедняки, здесь процветают пьянство и уличная преступность. Местные обыватели ютятся в полусгнивших домах. Но даже на общем «депрессивном фоне» лесозаводская «деревяшка» по ул. Корткеросская, 11 выглядит ужасающе. Недавно, по просьбе жильцов, там побывал корреспондент «Трибуны».
Дом на ул. Корткеросской, 11 – гнилая «деревяшка».
Дом с запашком
Двухподъездный восьмиквартирный дом был построен сразу после войны, в конце сороковых. Не удивительно, что у него давно просел фундамент, перекосились стены и полы, прогнили балки, чердачные перекрытия, а с прохудившихся потолков в дождливые дни ручьями хлещет вода.
Еще 20(!) лет назад износ дома, по заключению специалистов, составлял 70 процентов. Сейчас, наверное, и под все девяносто, хотя точно никто не знает. Потому что члены жилкомиссии (дом находится на балансе муниципалитета), которые изредка посещают развалюху, стараются побыстрее выскочить отсюда, зажав носы: во всех домовых помещениях стоит невыносимая вонь.
В доме № 11 вместо канализации — две выгребные ямы, которые чистятся плохо и нерегулярно. Запах из ям такой, что сшибает с ног. И в этой тошнотворной клоаке обитают три десятка живых душ, половина из которых — дети.
Людмила Туробова и Анна Антоник разбираются с отписками мэрии.
Грядет семнадцатый год
— Мы были согласны сами собрать деньги на ремонт, провести канализацию, — говорит обитательница одной из восьми квартир Наталья Маканова. — Однако еще 5 мая 1994 года межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации Сыктывкара, сочла капитальный ремонт экономически нецелесообразным, а дом непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Но заключение экспертов никаких последствий не имело — дом продолжал разваливаться. В 2008 году после многочисленных жалоб «деревяшку» посетила новая комиссия. После чего жильцам было твердо обещано: скоро они справят новоселья в новых квартирах.
Как выяснилось, чиновники планировали расселить дом по Корткеросской, 11 в рамках адресной программы по переселению из аварийного фонда МОГО «Сыктывкар». Однако программа на 2008-2011 гг. была с треском провалена.
А потом появилась и другая программа, с «прицелом» уже на 2013-2017 гг.
— Чтобы попасть в число переселенцев в соответствии с этой программой, нам пришлось за свой счет пригласить очередную межведомственную комиссию, — продолжает Наталья Маканова. — Заплатили экспертам немалые суммы. Я, например, за свою «трешку» в 66 квадратных метров отдала 4800 рублей.
Непонятно, зачем нужна была новая экспертиза, если таковые проводились уже дважды — в 1994-м и в 2008 годах. Ведь с тех пор ветхий дом явно не «помолодел».
Зато чиновникам муниципалитета эта самая «третья экспертиза», проведенная с проволочками, позволила создать формальный повод, чтобы не включать дом в программу на 2013-2017 гг. Ведь в нее были включены здания, признанные официально аварийными до 1 января 2012 г. А соответствующее заключение о доме № 11 было датировано 20 октября 2015 г.
Другими словами, извините, граждане, вы опоздали.
Причем мэрия в данном случае не просто тянет резину, но еще и умудряется игнорировать решения судов.
Суд чиновникам не указ
— Пять лет назад я подала на мэрию исковое заявление. Сыктывкарский суд своим решением обязал администрацию города предоставить мне и пятерым членам моей семьи благоустроенное жилье площадью 67,5 квадратных метра на условиях социального найма, — говорит жительница дома № 11 Анна Антоник. — Но до сих пор этот вердикт суда не исполнен. Мне говорят, что свободное жилое помещение отсутствует и очередность на получение жилья сокращается очень медленно. 11 января 2016 года мэр Андрей Самоделкин оповестил меня и судебных приставов, что исполнение решения суда от 22 сентября 2010 года по моему иску откладывается еще на один год…
Зная, сколько сил и нервов потратила на судебные разборки Анна Антоник, ее соседи по дому и не пытаются подавать свои иски. Они уже не верят в справедливость.
Как «маневрируют»
— Теперь мэрия настойчиво предлагает нам переселиться на время в так называемый маневренный фонд по адресу: Промышленная, 15, — подключается к разговору еще одна обитательница дома Людмила Туробова. — Чиновники прекрасно знают, что помещения в этом здании, находящемся в Верхнем Чове, представляют собой жуткое зрелище.
Верхний Чов — это тоже из разряда «сыктывкарских фавел». Мрачное местечко, пожалуй, еще похлеще Лесозавода. А уж «маневренный» дом, куда пихают несчастных переселенцев, это вообще мрак. Достаточно сказать, что в подъезде нет даже входной двери(?!). Поэтому сюда регулярно захаживают гастарбайтеры и целые бригады приезжих рабочих, а также местные бомжи и пьяницы. Любой желающий с улицы может воспользоваться туалетами и душевыми «общего пользования». Поэтому часть унитазов давно украдена, а другая сантехника вышла из строя, почернела от толстого слоя ржавчины и нечистот. Это имущество по сути бесхозное.
При этом жильцы регулярно вносят плату за жилищно-коммунальные услуги управляющей компании «ЖилКомВест». За порядком эта контора толком не следит, ссылаясь на то, что люди в здание маневренного фонда то въезжают, то съезжают и за собой никогда не убирают. Отсюда — антисанитария, сломанные краны и частое отсутствие горячей воды.
Жительницы дома по Корткеросской, 11, посетившие маневренный фонд в Чове, разумеется, отказались туда переезжать. Вместо этого они все сфотографировали и передали материалы в правоохранительные органы. А на днях женщины отказались перебираться и в помещения, которые им предложила мэрия в другом доме маневренного фонда — в Пригородном проезде (тоже в Лесозаводе). Ведь там ситуация ничем не лучше…
Василий КИЧИГИН.