На днях стая бродячих псов загрызла верблюжонка, обитавшего в сыктывкарском конноспортивном центре «Аврора».
Как рассказала «Трибуне» руководитель центра Наталья Денисова, бродячих собак сейчас стало очень много, особенно на окраине города. Даже на тренировки в поля спортсмены конноспортивного центра ездят с опаской.
Настоящие хищники
— Нас было тринадцать спортсменов на лошадях, — приводит свежий пример Н. Денисова. — Вдруг появилась огромная свора собак. Они не просто лаяли, а кидались на лошадей, хватали их за ноги. Я специально ехала последней, чтобы весь удар взять на себя. У меня лошадь на дыбы вставала, фыркала. Псы не отставали до самой конюшни… Конечно, собака не способна загрызть лошадь — она сильная и быстрая, отобьется или убежит. Однако наездники могли покалечиться…
Собаки бродят свирепыми стаями, и от них можно ждать чего угодно. В прошлом году они покушались на жеребенка пони — чуть не сожрали его прямо в загоне, в который нашли лазейку. Благо, сотрудники центра оказались рядом и отогнали озверевших псов. Малыша удалось выходить.
В этом году в «Авроре» родился олененок. Учитывая прошлый случай, забор моментально переделали. Но верблюд крупное животное, его не закроешь — он не может жить в неволе и в тесноте.
— Но ведь собаки — не волки. Почему же они столь агрессивны и нападают на других животных, в том числе крупных? — спрашиваю Наталью Денисову.
— Поведение у них уже не как у домашних, а как у диких зверей. Они и ведут себя как хищники — молниеносно появляются и атакуют…
«Девочке было три недели»
Вот и в этот раз хозяева даже не видели, как все произошло. Пришли на пастбище и обнаружили окровавленного верблюжонка. Питомцу была оказана первая ветеринарная помощь, сделали обезболивающие уколы, обработали все раны. Вроде бы на вид серьезных повреждений не было. Но, по словам руководителя «Авроры», тем и опасны укусы собак, что они наносят внутренние повреждения, которые страшнее внешних.
— Конечно, мы очень расстроены, верблюжонка жалко. Ей, девочке, было всего три недели. Кроме того, у нас уже был покупатель, на днях малышку должны были отправить в Нарьян-Мар, — продолжает Наталья Денисова.
— А как ее мама Снежана — печалится?
— Я бы не сказала, что мать верблюжонка сильно страдает. Вообще, это очень флегматичные животные. Я, например, не замечала, чтобы у верблюдицы был какой-то материнский инстинкт. Каждый раз, когда Снежана рожает верблюжонка, приходится ее связывать, чтобы покормить малыша.
В хозяйстве Натальи Денисовой верблюдица Снежана обитает вместе с «супругом» Мартином. У Снежаны это уже третий детеныш. Ранее у нее рождались мальчики, а сейчас – девочка. Причем этот верблюжонок родился вопреки законам природы: ведь по мнению специалистов, верблюды не могут рожать так часто. В силу специфического цикла беременности — она идет 13 месяцев — плодиться они могут только один раз в два года.
Увы, жизнь малышки быстро и трагически оборвалась.
В беседе с корреспондентом «Трибуны» руководитель центра «Аврора» Наталья Денисова сказала, что по поводу утраты никуда обращаться не будет. А к кому?
— У меня очень мало времени. Если еще буду воевать с ветряными мельницами… Я лучше это время потрачу на животных. У меня второе образование — юридическое, и я прекрасно знаю российские законы. Никто не посмеет тронуть ни одну бродячую собаку, иначе зоозащитники сожрут любую власть, — говорит Наталья Денисова. — Я понимаю, что отстреливать собак — это не решение проблемы. Но и оставить все, как есть — тоже нельзя. Я не вижу выхода из этой ситуации. Чтобы регулировать число одичавших собак, нужны большие деньги. Ведь есть же цивилизованное решение проблемы. Как в цивилизованных странах — не выкидывать щенков, а стерилизовать собак.
Единственный способ развивать конноспортивное хозяйство — это большая загороженная территория. Куда бы не смогли пробраться бродячие псы, другие хищники. Но своих пастбищ, чтобы она могла загородить на законных основаниях, у «Авроры» нет. Ни Сыктывдинская, ни Сыктывкарская администрации земель для конного центра не выделяли. Хотя обращений, по словам Денисовой, было много. Правда, прежний мэр Сыктывкара Роман Зенищев отвел «Авроре» три гектара земли под строительство. Но затем землю отобрали, а все подписанные документы на разрешение строительства аннулировали.
— В частном секторе сорок голов животных не очень удобно держать, — говорит Наталья Денисова. — Спасибо, что люди пока терпят. После проверки природоохранной прокуратурой нам было сказано: территория не благоустроена и выпас животных здесь не запрещен. Но если какой-то столб там воткнуть, чтобы загородиться, меня сразу оштрафуют. Хотя я ничего там не построю, только загон для лошадей и верблюдов. И как только земля понадобится государству, мы просто демонтируем ограждение.
— Сейчас лишь на коммерческой основе, через аукцион, можно получить участок. А у нас нет таких средств, чтобы участвовать в аукционах. Получается мои интересы — мои проблемы. У городской администрации, видимо, других проблем хватает, — заключила Наталья Денисова.
Екатерина МАКАРОВА.