Патриотизм недавно объявлен национальной идеей. Причем воплощать эту идею, как водится, доверили «лучшим людям» России — господам чиновникам. И многие из них, в силу своих высоких духовных и умственных качеств решили, что, например, барабан звучит гораздо патриотичнее скрипки. А умение ходить строем, распевая военные марши, гораздо важнее для Родины, нежели всякие там «танцы-шманцы».
Лучше бы чиновники продолжали молча «пилить», нежели корчить из себя властителей дум. Потому что когда они начинают выступать от имени народа и учить, как правильно любить Родину, становится тошно…
В фильме «Утомленные солнцем» пионеров учили: «По горну вставать, по свистку купаться, под барабан строем шагать… И если это будешь делать хорошо, то в гробу будешь лежать под оркестр…»
Скрипач не нужен?
На этой неделе в редакцию «Трибуны» обратились жители усть-куломского села Помоздино. В селе закрыли Дом детского творчества. Вместо него должен появиться Центр патриотического воспитания.
Некоторые родители теперь волнуются — не все помоздинские дети мечтают стать солдатами. Кому-то хочется танцевать, рисовать, обучаться ремеслам. А теперь что же — ребятишек станут учить наматывать портянки и разбирать автомат Калашникова?
— 1 апреля появились слухи, что директора Дома творчества Нину Шевелеву уволили, а вместо нее руководить центром патриотизма назначили Александра Глуханича. Мы сначала не поверили, но, оказалось, это не первоапрельская шутка, — рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Людмила Шомысова.
По словам Людмилы Викторовны, помоздинский Дом творчества был лучшим в районе. Подобное учреждение есть только в Усть-Куломе, но оно уступает помоздинскому. Здесь сельские ребятишки осваивали игру на баяне, бисероплетение, танцы, парикмахерское дело, занимались в драмкружке. Были и спортивные секции, кружки риторики, объединение «Умники и умницы» и так далее.
В одну шеренгу становись!
— Зачем нужно было закрывать Дом творчества, который так хорошо работал? Все дети были заняты — 340 ребят, именно столько у нас учеников, — недоумевают педагоги. Они переживают и по поводу обязательных кружков, которые требуют по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).
Эти вопросы прозвучали и на школьном педсовете, где присутствовали начальник управления образования, заместитель руководителя райадминистрации, новый директор Дома творчества, переименованного в патриотический центр. Людмила Шомысова пыталась выяснить причину перемен. А главное, узнать, будут ли проводиться обязательные кружки и кем.
Из ответов представителей власти стало ясно, что основой всего воспитания подрастающего поколения будет военно-патриотическое. Также новоиспеченный директор центра Александр Глуханич дал понять, что педагоги дополнительного образования могут остаться, но с условием — переделать свою программу так, чтобы красной нитью в том же бисероплетении был именно патриотизм.
— Конечно, патриотизм – это хорошо. Но по федеральному стандарту должно быть несколько направлений и не только патриотическое, а социально-педагогическое, трудовое, художественно-эстетическое, спортивное, — рассказывают педагоги Помоздинской школы. — И подгонять все это под патриотизм несколько смешно. Рисовать пейзажи только на патриотическую тему, петь только военные песни — это нормально? А какие «патриотические» прически мы должны научить делать ребят? Может, это стрижка «под бокс» или вообще наголо? Но если с прическами что-то можно придумать, то патриотическую ритмику, риторику и так далее и вовсе себе сложно представить…
Враги не дремлют
В начальных классах села якобы теперь будут вести кружок «Юный патриот». С 1 по 4 классы здесь учатся 130 детей. Как можно всех занять в один день одному педагогу? График кружковой деятельности на будущий учебный год пока не составлен. А уже в мае учителя должны будут на родительском собрании для будущих первоклашек сообщить, какие кружки будут работать.
Директор свежеиспеченного патриотического центра Александр Глуханич – тренер-преподаватель. В свое время он прославил Помоздино тем, что придумал новую коми борьбу «Зумыд ош». Человек он, конечно, достойный. Но ведь у детей — разные интересы. И пусть они сами выбирают, чем им заниматься. Так считают родители.
— К чему ломать наработанное? Не разумнее ли занятия по патриотическому воспитанию проводить в качестве дополнительных на базе Дома творчества? — вопрошают педагоги.
Ответ чиновников их поразил. Оказывается, все дело «в непростой внешнеполитической обстановке». Сейчас, мол, не о танцах надо думать, а как от врагов отбиться. Враги не дремлют!
— Но ведь патриотизм — это широкое понятие, — робко возражают сельские педагоги. — У нас в школе больше всего часов коми языка. Это разве не любовь к родной земле, родному языку?
Равнение на знамя
— Неужели и в самом деле в Помоздино скоро все дети будут строем ходить? — задала я вопрос директору центра «Патриот» Александру Глуханичу.
По его словам, педагоги зря волнуются: меняется ведь только название Дома творчества и методы воспитания:
— Да, мы теперь больше внимания будем уделять патриотическому воспитанию, а не прикладным знаниям. Кто хочет, пусть поет и пляшет. Мы ничего не закрываем, а дальше развиваем. Просто хотим эффекта достичь в воспитании. Чтоб дети больше знали про свою Родину, историю.
— А разве раньше такое воспитание не велось? Учителя говорят – много внимания уделяется изучению родного края…
— Системы как таковой не было, — считает А. Глуханич. — Только некоторые педагоги рассказывали об истории своей родины. Мы в советское время строем ходили. И научить этому ребят — разве плохо? Еще раз говорю — у нас нет задачи работать в ущерб каким-то дисциплинам. Все кружки останутся.
Начальник управления образования Усть-Куломского района Оксана Лебедева тоже уверяет, что прежняя кружковая деятельность сохранится. По ее словам, сейчас идет процесс внесения изменений в устав учреждения. Через две-три недели дом творчества переименуют в муниципальное учреждение дополнительного образования «Патриот».
— Мы давно уже планировали создать в районе центр патриотического воспитания, — сообщила «Трибуне» Оксана Васильевна.
— Многие педагоги волнуются, что не смогут работать в новых условиях.
— Мы выезжали, объясняли, что патриотизм – это не только занятия пулевой стрельбой или единоборствами. Конечно, потребуется корректировка в рабочую программу в связи с новым уставом учреждения. Как дети занимались, к примеру, бисероплетением, так и будут. Главная задача — научить любить свой родной край. Остальное — приложится…
Екатерина МАКАРОВА, Усть-Куломский район.
P.S.
Какие идеи рождаются в шубохранилищах
Может ли чувство являться идеей? Философ Платон был бы шокирован подобной постановкой вопроса.
Тем более, если речь идет о самых «базовых», естественных для любого нормального человека чувствах. Таких, как любовь к матери, к родному очагу, к своей земле.
А мог ли Пушкин вместо «Я вас любил!..» воскликнуть: «Вы были моей идеей!»? Звучит, как минимум, нелепо. Анна Керн решила бы, что поэт над ней издевается…
Но у нынешних российских правителей какая-то своя, иезуитская логика. И за неимением, видимо, других идей они объявили таковой любовь к Родине. Хотя до сих пор эта ценная мысль почему-то не приходила в голову ни Александру Невскому, ни державнику Николаю I, ни даже Иосифу Сталину.
Наши отцы и деды победили в Великой войне без всякой там «национальной идеи». Они мстили за поруганную страну, за слезы детей, горе сестер и матерей. Как призывал Эренбург: «Сколько раз увидишь фашиста, столько раз его и убей!» Все очень просто, без вариантов. О чем тут вообще рассуждать?
Сегодня простые и ясные понятия «долг», «Отчизна» пытаются замутить с помощью идеологической трескотни. Есть в этом что-то фарисейское. То самое, в котором «все тонет» (по Пастернаку). И несмотря на фанфары-литавры — жалкое…
Особенно жалким выглядит стремление нынешних вождей объяснить все проблемы «происками врагов», а заодно примазаться к славе наших великих предков. Они, герои, сражались за Родину. А вы-то, господа, за что? За свою тугую мошну, за газовую трубу, за шубохранилище? И вам ли учить народ патриотизму?
Виктор СЕМЕНОВ.