Редкая коллекция и уникальный архив могут превратиться в труху

Известные в республике краеведы и педагоги из Корткероса Людмила Королева и Анатолий Смилингис на этой неделе обратились в «Трибуну» за помощью.

Изюминки в сарае

По их мнению, этнографическая коллекция, которую они собирали вместе с несколькими поколениями корткеросских школьников, гибнет на глазах. После закрытия местного Дома пионеров уникальное собрание редкостей теперь разбросано по сараям и чердакам.
— У нас есть экспонаты, которые сделают честь даже столичным музеям, — говорит А. Смилингис. — Есть, к примеру, несколько удивительных окаменелостей юрского периода.
— А изюминка коллекции — местные прялки и узоры на них. Это родовые пасы (знаки) жителей района, — добавляет Людмила Королева. — Но районные чиновники, руководство центра дополнительного образования в один голос говорят, что это наша личная коллекция, а значит, ее сохранность — наша проблема.

DSCN2540

«Истоки» пересохли

Проблемы у краеведов начались еще четыре года назад.
До января 2012 года районный центр дополнительного образования (или Дом пионеров, как по привычке называли его сельчане) размещался в старом здании, которое было признано аварийным.
В результате краеведы оказались без рабочего места. Стало негде хранить и уникальную коллекцию: прялки, украшенные коми орнаментом, берестяные изделия, домашняя утварь, минералы. Ценнейшие экспонаты в спешке рассовали по коробкам и разместили по сараям, чердакам и подвалам. Невозможно стало проводить полноценные занятия по краеведению и бересте по авторской программе Людмилы Королевой «Вужъяс» («Истоки»), утвержденной в 2005 году Министерством образования Республики Коми.
В аналогичной ситуации оказался и краевед Анатолий Смилингис, собравший огромный архив о деятельности подразделений главного управления сталинских лагерей. Спецпоселенец, высланный из Литвы в конце 1940-х вместе с матерью и младшей сестрой, он после реабилитации и по сей день собирает свидетельства эпохи ГУЛАГа.
Вместе с Людмилой Королевой и корткеросскими школьниками Смилингис пешком исходил окрестности корткеросских сел и деревень. Исследовал и соседние районы.
— Нами собраны воспоминания более 500 участников войны, которые нужно обработать, отсканировать, сохранив для потомков. Есть энциклопедия села Троицка. Но все пропадает из-за невостребованности и условий хранения, — переживает Людмила Николаевна. — Я лично вообще получила «запрет на профессию», поскольку не могу проводить занятия по своей авторской программе. За четыре года после закрытия Дома пионеров власти так и не нашли для меня помещения. Всю энергию руководство тратит на суды со мной, на то, чтобы доказать, будто моя авторская программа обучения не соответствует лицензии. За четыре года прошли четыре суда. Мне вынесли более 20 дисциплинарных взысканий. Директор центра с непонятным упорством меня увольняет, а Корткеросский суд восстанавливает в должности. Последнее увольнение состоялось в январе 2016 года. В феврале суд восстановил меня в должности педагога. Но руководство центра дополнительного образования не успокаивается. На 12 мая назначено новое разбирательство — уже в Верховном суде.
В отличие от властей, родители корткеросских детей не только признают педагогический авторитет Королевой, но и обращаются к ней с просьбой подготовить их чад к краеведческим конференциям, научным форумам.
Но почему-то именно Королевой не дают помещения для занятий с ребятами. С упорством, достойным лучшего применения, дирекция центра ставит палки в колеса даже тогда, когда речь идет, казалось бы, о святом деле — сборе информации о «детях войны». В центре, где работает Королева, каждая экспедиция, поход должны утверждаться приказом руководства. Но Королевой такие приказы чаще всего не подписывают. Причем по весьма странным причинам.
— Директор центра просила меня предоставить разрешение Госпожнадзора и СЭС, что в доме у ветерана, с которым вместе с детьми я собиралась проводить интервью, безопасно в пожарном отношении. Сказать об этом условии ветерану – значит, оскорбить его, — возмущается краевед. — Но все же мы обошли ветеранов и собрали материал, который получил высокую оценку на республиканской конференции «Отечество. Земля Коми». Среди моих учеников есть и пять лауреатов российских премий. Студенты готовят диссертации, к нам приезжают иностранцы. Мы вроде бы всем интересны, кроме корткеросских властей.
Помочь Королевой и детям, которые хотят брать у нее уроки плетения из бересты, пытаются даже люди, далекие от сферы образования. Так, помещение педагогу в свое время выделял главный лесничий района. Он даже устроил выставку ее работ в лесничестве.
Но для помещений, где занимаются дети, нужны особые условия. Поэтому лесничему предложили провести реконструкцию здания, построить запасный выход, соорудить отдельные туалеты для девочек и мальчиков. Для ремонта нужны были немалые деньги — миллион рублей. Денег, конечно, не нашлось.

Без главы ничего не решается?

В итоге всех мытарств Людмиле Королевой все же нашли место работы, выделив мастерскую в Корткеросской школе. Однако теперь уже сама краевед считает, что заниматься в новом помещении опасно.
Мастерская находится в аварийном состоянии. Не сегодня-завтра может рухнуть потолок. К тому же помещение напичкано металлообрабатывающими станками, плести бересту тут невозможно. Нет в помещении столов и стульев для учащихся.
— Выходит, на бумаге у меня есть место работы, а на самом деле нет, — расстраивается Королева. — Со своей проблемой обращалась к Вячеславу Гайзеру, но не успела попасть к нему на прием. Сейчас жду, когда примет меня Сергей Гапликов…

«Я не волшебник»…

Директор Корткеросского центра дополнительного образования Наталья Ярцева признает, что Людмила Королева — великолепный мастер. Но в то же время Ярцева считает, что краевед во всех конфликтах сама подливает масла в огонь.
С сентября 2015 года Королевой предоставлено место работы в школьной мастерской, однако педагог не спешит организовывать кружковую работу. А вместо этого бегает по разным инстанциям и просит отдельное помещение. Административная часть центра размещается на первом этаже в пятиэтажном жилом доме. Раньше там была прокуратура. Выделить там помещение для кружковой работы нет возможности. В здании нужен второй пожарный выход. Но согласия жильцы не дают.
— Я не волшебник и не могу выполнять все ее желания. В Корткеросе нет помещения, которое бы соответствовало всем требованиям в организации работы с детьми. Только школьные, — говорит Наталья Владимировна. —Поэтому все педагоги, желающие работать, устроены при школах. Мы ежегодно заключаем договор со всеми школами, где наши педагоги занимаются на основе безвозмездной аренды помещений. Людмиле Николаевне предоставили мастерскую в Корткеросской школе. И она свободно может там заниматься после уроков труда. А в субботу и воскресенье мастерская целый день в полном ее распоряжении.
— Но Людмила Николаевна утверждает, что мастерская в аварийном состоянии. Рано или поздно ее закроют, и она снова останется без рабочего места…
— Мы прошли специальную оценку помещения. Кто бы дал заключение, если б оно было в аварийном состоянии? — отвечает директор центра. — Провели акт обследования. Кстати, по ее же заявлениям. Проверяли все надзорные органы — заниматься можно.

Чего нет, того нет?

— А как быть с уникальной коллекцией? — спрашиваю Наталью Ярцеву. — Собранные предметы традиционной культуры коми, документы могут пропасть…
— Если честно, я их вообще не видела, хотя и просила показать. По идее, у них должна быть опись всех экспонатов. Нет описи — нет коллекции, — ответила директор центра.
Такого же мнения придерживаются и в районном управлении образования: без описи коллекции ее статус определить нельзя. Как рассказала «Трибуне» начальник управления Юлия Савина, они готовы помочь Королевой с размещением коллекции. На сегодня у администрации, по словам Савиной, нет отдельного помещения для хранения коллекции, но есть временные, которые готовы предоставить школа, библиотека, музей. Сотрудники национального музея в Сыктывкаре тоже могли бы разместить часть экспонатов, но краеведы не хотят разбрасывать единое целое по разным углам.
— Юлия Анатольевна, есть договор между школой и центром дополнительного образования о том, что Людмила Королева может заниматься с детьми в мастерской. Однако в субботу, а в этот день мастерская якобы в полном ее распоряжении, Королевой школьный сторож не дал ключи. Как это объяснить? Не значит ли это, что место работы действительно только на бумаге?
— Людмила Николаевна не прошла первичный инструктаж по технике безо-пасности, у нее нет плана работы, расписания занятий. Поэтому ей и не выдали ключи, — пояснила начальник управления образования.
В общем, в костер давнего конфликта каждая сторона время от времени подбрасывает свое полено. 12 мая дело о трудоустройстве Людмилы Королевой педагогом центра дополнительного образования будут рассматривать в Верховном суде…

Екатерина МАКАРОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники