Вчера, 14 апреля, центральные ТВ-каналы вели прямую трансляцию «Прямой линии с Владимиром Путиным».
Как сообщает РБК, участники телеэфира, попавшие в студию, прошли жесткий отбор. В минувший вторник их собирали в подмосковном пансионате для инструктажа и репетиций.
В поте лица готовился к мероприятию и главный участник передачи. Впрочем, Путину не привыкать — эта всероссийская «беседа с народом» для него уже 14-я по счету.
Рост цен — рукотворное дело
Если не считать сервильных обращений к Путину типа «оставайтесь и дальше!», большинство вопросов задавалось по существу. А самые злободневные касались социально-экономических проблем. Вот лишь некоторые из них:
— В прошлом году я покупала продукты на всю семью на неделю и тратила 5 тыс. руб., сейчас — 10 тыс. Налицо двукратный рост цен, хотя официально инфляция в 2015 году составила 12,9%. Кому верить — правительству или чеку?
Путин предложил верить и чеку, и правительству. По его словам, тут нет никакого противоречия — вклад роста цен на продукты в инфляцию действительно является существенным — в прошлом году цены подросли на 14%. В начале этого года рост цен составил около двух процентов.
«В известной степени рост цен на продовольствие — это рукотворный результат, — признался В. Путин. — Мы же в качестве ответных мер на санкции Запада ввели ограничение на ввоз продуктов питания из-за границы. Мы сознательно пошли на этот шаг, имея в виду, что это создаст условия для развития сельского хозяйства, освободит рынок. Так и получилось».
Путин сообщил, что сельское хозяйство выросло на 3% на фоне падения ВВП на 3,7% и промышленности на 3,4%. Рост в сельском хозяйстве, надеется президент, в дальнейшем даст позитивный эффект, и цены стабилизируются.
– Не смущает ли вас, что экономическая дискуссия сводится к трем темам: когда достигнем дна кризиса, когда вырастет нефть и не напечатают ли еще денег? Нет ли у вас ощущения, что мы можем оказаться за бортом глобальных экономических процессов?
Путин сказал, что эти темы обсуждаются только на поверхности, а настоящие дискуссии сосредоточены на другом — как обеспечить приток инвестиций, как повысить эффективность и как обеспечить спрос, то есть поднять доходы населения. «Правительство думает, как оказать помощь наиболее уязвимым категориям граждан. Главное — не напечатать денег, а изменить структуру экономики», — считает президент.
– Когда наведете порядок с платежами ЖКХ и закончатся эти поборы? Раньше все объясняли растущей ценой на нефть, сейчас, когда цены на нефть упали, тарифы все равно растут!
Президент сказал, что в советские времена была другая жизнь: стабильность в тарифах в обмен на систематическое недофинансирование ЖКХ. В прошлом году, по его словам, в среднем тарифы ЖКХ выросли на 8,5%, а с июля этого года тариф может подняться в среднем на 4%. При этом регионы могут сами принять решение – или вообще не повышать, либо повышать тарифы до 10%, при этом губернаторы могут принять это решение только по согласованию с депутатами муниципальных собраний. И советует малоимущим слоям населения обращаться за компенсациями.
Грех отмолим…
«Если кто-то решил утонуть, спасти его уже невозможно» – так Путин ответил на вопрос 12-летней Вари Кузнецовой о том, кого бы он спас первым, если бы тонули Петр Порошенко (президент Украины) и его турецкий коллега Реджеп Эрдоган. До этого он рассказывал, что Турция и турки – друзья России, но некоторые турецкие политики ведут себя безответственно.
Президент уклонился от ответа на вопрос, когда он представит народу первую леди. Отшутился: «Как бы это не повлияло на курсовую разницу или цены на нефть…» Он также поведал, что с экс-супругой Людмилой у него «очень добрые отношения, может быть, лучше, чем были раньше», и оба они довольны своей жизнью. А что касается новой первой леди, возможно, когда-нибудь Путин «удовлетворит любопытство» задающего вопрос.
Главу государства спросили: ругается ли он матом, если точно знает, что его не снимают камеры? Автор вопроса также попросил уточнить, на кого президент ругается.
«Бывает. На себя только. Значит, недоволен собой», — сказал В. Путин. Он отметил, что в России имеется «такой грех». «Отмолим», — заключил президент.