Вот вам школьная задачка: из пункта А в пункт Б вышел ученик. За какое время он преодолеет путь в 5 км до школы, если на его пути река Ижма? Власти Ижемского района как раз сейчас и ломают голову над этой задачкой…
34 школьника из села Картаель вынуждены учиться в соседнем поселке Том. До переправы их подвозит школьный автобус, а дальше — река, которую они преодолевают на моторной лодке.
На воде и на суше
Осенью прошлого года, аккурат перед сентябрьскими выборами, руководитель (теперь уже бывший) Ижемского района Игорь Норкин преподнес картаельцам щедрый подарок — 10-местный катер «Урал».
Однако это плавсредство, приобретенное за 2 миллиона казенных рублей, так и не удалось использовать по назначению.
— Предложили взять катер на баланс поселения, но наш бюджет его просто не вытянет! — говорит глава поселения «Том» Татьяна Князькина. — Судно надо было сначала зарегистрировать, оформить разрешительные документы, обучить моториста, платить зарплату. А на какие средства?
— Отдел образования тоже не может взять судно на свой баланс, — сообщила «Трибуне» руководитель районного образования Анжелика Волкова. — И вообще, нет такого понятия — «школьный катер».
— Населенные пункты нашего района расположены на разных берегах Ижмы и Печоры, но не во всех есть средние школы, — продолжает Анжелика Васильевна. — На выходные и на каникулы на лодках сами родители доставляют пильегорских, чаркабожских детей, которые с пятого класса обучаются в Няшабоже и Кипиево. Во время учебы они проживают в интернате. Школьников из деревни Ласта, которые проживают в интернате Мошъюги, школьный автобус на выходные подвозит к берегу, а через реку детей перевозят сами родители. Но тут проблема возникает и на суше. Дорожное полотно от Мошъюги до Ласты в плохом состоянии…
Найти капитана
Чтобы организовать безопасный перевоз школьников через реку на катере, нужно зарегистрировать его в Российском речном регистре, найти лицензированного перевозчика с дипломом капитана, обустроить береговую инфраструктуру, участок реки обеспечить навигационными знаками и т.д.
— Перевозку пассажиров в навигационный период в припечорские села в районе осуществляет Региональная транспортная компания, — говорит руководитель Ижемского района Любовь Терентьева. — В межсезонье водный транспорт курсирует в заречье. Жители томского куста по возможности добираются с частниками на лодках. Лицензированных «речных таксистов» с зарегистрированным пассажирским речным транспортом в районе пока нет. Если плавсредство находится под техническим надзором Российского речного регистра, то лицу, управлявшему им, нужно иметь диплом капитана судов…
— Многие годы наши дети подвергали свою жизнь серьезной угрозе, — рассказывает житель Картаеля, депутат райсовета Василий Кожевин. — В ожидании лодки они на берегу мерзли, а здоровье не купишь. Нужно обеспечить должный уровень безопасности при перевозке школьников на надежном крытом катере. Я, как депутат и родитель, решился взять под свою ответственность перевоз картаельских школьников. Подал документы на оформление в качестве индивидуального предпринимателя. Надо получить лицензию — лишь после этого администрация района по договору сможет передать мне судно в аренду.
Наталья КОЛОДИНОВА.