Природоохранная прокуратура решила оштрафовать семью, которая спасла медвежонка от верной гибели. Это произошло в мае прошлого года в поселке Койдин Койгородского района.
Не делай добра для медведя и бобра
В начале 2016 года, рассказал «Трибуне» Виктор Тебеньков, он получил от природоохранной прокуратуры уведомление о том, что семья должна выплатить штраф в 90 тысяч рублей. Через неделю Тебеньковы получили еще одно уведомление, но сумма штрафа выросла уже до 150 тысяч.
— Как я понял, оштрафовали нас за то, что мы держали в неволе дикое животное, — говорит глава семейства. — Наш добрый поступок обернулся преследованием со стороны правоохранителей.
21 марта с.г. дело «нарушителей Тебеньковых» рассмотрел судья Сысольского районного суда РК Койгородского участка. Правонарушения в действиях семьи Тебеньковых не найдено, суд вынес вердикт об отмене штрафа.
— Но мы боимся, что дело еще не закончено и природоохранная прокуратура обжалует решение райсуда в Верховном суде, — тревожится Виктор Зинурович. — Теперь, конечно, будем обходить животных за километр, даже если им потребуется помощь…
Плач из болота
Дом у Тебеньковых находится недалеко от леса. Практически сразу за забором — болото. 9 мая прошлого года супруги Виктор Зинурович и Надежда Ивановна услышали со стороны болота странные жалобные звуки. Поду-мали — чья-то коза увязла в болоте. Потом выяснилось — эти звуки издавал косолапый, который долго не мог выбраться из топи. А спустя пару дней, 11 мая, Виктор Тебеньков увидел, как собаки гонят медвежонка.
— Был мой день рождения, поэтому дату запомнил точно. Я вышел на крыльцо и увидел жалкого, затравленного мишку. И спас его от собак, чтоб не задрали, — рассказывает Виктор Зинурович.
Тогда, почти год назад, он радовался. Это же надо, какой подарок на день рождения — живой мишка!
Но медведю в доме — не место. Поэтому косолапого временно поместили в пустующем сарае. Держать его долго никто не собирался. Сельские жители прекрасно понимали, в какого зверюгу может вырасти этот малыш…
Односельчане толпами ходили к Тебеньковым поглазеть на живого хозяина тайги. Фотографировались на память. Тем временем семья искала, куда бы приютить животное. Дети Тебеньковых, проживающие в Сыктывкаре, договорились с цирком «Шапито», чтобы артисты взяли медвежонка на воспитание.
— Работники цирка определили, что наш «подкидыш» — трехмесячная «девочка», медведь-муравейник. Дрессировке они поддаются лучше, чем мальчики, — продолжает Виктор Зинурович.
— Вы интересовались дальнейшей судьбой «крестницы», звонили в цирк? — спрашиваю его.
— Звонить не звонили, но в нашей семье все уверены, что наш медвежонок — настоящая звезда, – отвечает он.
— Виктор Зинурович, а медведица случайно не приходила, не искала свою малышку?
— Я не видел. Если бы она пришла в поселок, всякое могло случиться… Я вообще не могу объяснить, почему дитя оказалось брошенным матерью. Возможно, медведица погибла.
Он сам пришел
Выступая в суде, госинспектор по охотничьему надзору в Койгородском районе Сергей Клинцов рассказал, что в мае прошлого года, узнав про медвежонка, он приехал к Тебеньковым.
По словам Сергея Юрьевича, он предупредил супругов о том, что им грозит штраф за содержание дикого животного. И порекомендовал супругам отпустить косолапого на волю. Медвежонок гостил у Тебеньковых всего 10 дней, затем его определили в цирк.
Тогда Клинцов и составил административный протокол в отношении Виктора Тебенькова о нарушении правил охоты.
— Как вы считаете, правонарушение было? — поинтересовался судья у Клинцова.
— Да, по правилам охоты подобное трактуется как отлов дикого животного, — ответил он.
— Мы его в лесу не отлавливали, — возразила
Надежда Тебенькова. — Он сам пришел к дому. А когда он поселился в сарае, никто малыша не удерживал — двери и калитка были открыты, но мишка не уходил, чувствуя себя в безопасности.
Мы спасли медвежонку жизнь. Его собаки гоняли по деревне и неминуемо разодрали бы.
Суд заслушал свидетелей, которые в мае прошлого года видели бегающего по поселку медвежонка. Причем тогда никто, включая полицейских, не решился прогнать малыша в лес, понимая, что ему грозит неминуемая гибель от голода. В том, что Тебеньковы совершили благородный поступок, односельчане не сомневаются. Кстати, в цирк «Шапито» Тебеньковы отдали медвежонка не за мзду, а абсолютно бесплатно.
Обратно в лес
Подобных историй в последнее время становится все больше. Недавно «Трибуна» рассказала о том, как на подворье к жителям прилузского села Занулье Елене Михайловне и Владимиру Николаевичу Потаповым забрел детеныш рыси. Потаповы разместили хищника рядом с крольчатником, накормили его мясом и молоком.
Видя болезненное состояние лесной кошки, Потаповы пытались пристроить животное в сыктывкарский зоопарк. Но не успели. К селянам в тот же день пришли сотрудники очень важного органа — государственного казенного учреждения охотничьего надзора и контроля в Прилузском районе. Стражи закона велели немедленно отнести хищницу в лес.
— Нам тоже пригрозили административным штрафом, — рассказал Елена Михайловна. — И тем же вечером муж увез рысь подальше в лес и там оставил на снегу.
— Больше к вам она не возвращалась? — спрашиваю женщину.
— Нет, — отвечает Елена Потапова. — Вспоминаю о ней, и жалко, аж слезы наворачиваются. Слабенькая была. Наверное, погибла…
Раненые, искалеченные, умирающие от голода звери нередко ищут спасения у людей. Но «меру милосердия», оказывается, сегодня определяет Административный кодекс.
Екатерина МАКАРОВА,
Юлия ДАНИЛОВА,
Койгородский район.