Бытует мнение, что культура у нас — самая нищая отрасль. Ее работники, чтобы провести какое-нибудь мероприятие, вечно ходят с протянутой рукой. Однако работники центра культуры Усть-Цилемского района опровергают этот стереотип: оказывается, они могут спонсировать не какой-нибудь там ДК или скромный сельский праздник, а мощное государственное учреждение федерального масштаба!
Бензин дырочку найдет…
— Слава о нашей культуре давно шагнула за пределы района, — с горечью в голосе поведал «Трибуне» житель райцентра Владимир Бобрецов. — Жаль только, не все знают, какие «фокусники» руководят этой самой усть-цилемской культурой. К примеру, наш директор районного центра культуры, досуга и кино Илья Попов лихо подделывал казенные бумаги…
Владимир Бобрецов рассказал, что в свое время он работал в «РЦКДиК» водителем. И по просьбе своего начальника неоднократно заправлял его личную машину, а также машину, принадлежащую Нижне-Печорскому подразделению Двинско-Печорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству. А за бензин расплачивался районный бюджет.
Загадочная брандвахта
Руководство Нижне-Печорского подразделения Двинско-Печорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству находится в соседнем Ижемском районе. Возглавляет отдел главный государственный инспектор Руслан Андалаев.
Инспекторы под его надзором зорко следят за тем, чтобы на реке не раскидывали сети браконьеры. Ведь по Печоре мимо Усть-Цильмы идут на нерест семга, зельдь, в самой реке обитают сиг и другие виды ценной рыбы.
Однако на реке, как и в культурном пространстве Усть-Цилемского района, часто происходят чудеса. Еще в прошлом году «Трибуна» рассказала о загадке брандвахты, установленной на Печоре у границы Усть-Цилемского района и Ненецкого округа.
Плавучий домик поставили на якорь в конце 2014 года для отдыха экипажей рыбинспекции, которые выезжали на патрулирование нерестовых тоней от браконьеров.
Но выяснилось, что постоянные обитатели «домика на воде», нанятые на службу Р. Андалаевым, сами не прочь запустить сети в воду. Однажды за выловом ценных пород рыбы их застиг принципиальный инспектор из Усть-Цильмы Анатолий Самброс.
Увы, поимка браконьеров с брандвахты обернулась конфузом. Самбросу пришлось отпустить работников брандвахты. И даже вернуть им сети. Произошло это, как он утверждает, по звонку начальника инспекции Руслана Андалаева.
«Бескорыстная» дружба?
Вскоре после этого случая полиция возбудила уголовное дело. Теперь уже против Р. Андалаева, который, по версии следователей, попустительствовал браконьерам.
При расследовании уголовного дела выяснилось много интересных деталей. Один из работавших на брандвахте — Николай Ганов — подтвердил, что другие члены экипажа брандвахты часто занимались незаконным рыбным промыслом.
Ганов рассказал «Трибуне» и о том, что среди гостей на брандвахте бывали высокопоставленные чиновники из мэрии Сыктывкара, судьи, представители других ветвей власти.
Брандвахта была прекрасно оборудована не только для рыбалки, но и для вип-отдыха. По словам, Николая Ганова, деньги на оборудование брандвахты выделили власти муниципалитета. Но надо отметить, что это предположение повисло в воздухе. Во всяком случае «Трибуне» не удалось найти этому прямых доказательств.
С другой стороны, разве безвозмездное перечисление тонны (!) бензина от начальника районного управления культуры федеральному учреждению не свидетельствует о том, что чиновники районной власти готовы последнюю рубашку с себя снять и отдать рыбинспекторам?
Казалось бы, зачем? Может, и в самом деле для того, чтобы инспекторы очищали Печору от скверны браконьерства? А если это «под-масливание»-«подбензинивание» происходило для того, чтобы инспекторы в нужный момент закрывали глаза на тех представителей чиновничьего племени, которых ненароком заставали на реке не в то время и не в том месте?
К сожалению, в районе, похоже, никто даже и не пытался выяснить – отдавал ли «культурный» начальник Илья Попов инспекторам бензин по своей инициативе или он просто-напросто выполнял приказ вышестоящих руководителей?
«Куда я попал»
— По приказу Ильи Попова я подделывал путевые листы, списывал бензин, спидометр подкручивал, — признается водитель Владимир Бобрецов. — Все это было не раз, в чем теперь искренне каюсь. Но я быстро понял, куда я попал. Ясно ведь, что когда-то тайное станет явным. А крайними будем мы, водители. Я тайком начал собирать все чеки, копии путевок, чтобы потом все эти бумажки представить следователю.
В декабре 2014 года Бобрецов пришел в отдел по борьбе с экономическими преступлениями по Усть-Цилемскому району, к капитану полиции Александру Кузьмину.
Бобрецов написал заявление о действиях директора МБУ «РЦКДиК» И. Попова. Сообщил о том, что в июле 2014 года Попов распорядился передать 1000 (!) литров бензина начальнику инспекции Руслану Андалаеву для нужд отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по РК Двинско-Печорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Затем Попов отдал распоряжение водителю Владимиру Поздееву (это напарник Бобрецова) — оформить два путевых листа. В них были сведения о том, что работники культуры якобы сожгли этот бензин в поездке на лодке в Нарьян-Мар и в село Великовисочное, что в НАО.
Человек-невидимка
Владимир Бобрецов рассказал «Трибуне» о том, что в районном центре культуры были заведены три топливные карты. Две карты — на водителей. А вот третья карта, уверяет водитель Бобрецов, была заведена на «человека-невидимку» — Ивана Ивановича Иванова, которого не существует ни в Усть-Цилемском районе, ни тем более в МБУ «РЦКДиК».
— С этой карты свою машину заправлял начальник, — утверждает Владимир Николаевич. — В декабре 2014 года срок карты истек, и она была уничтожена. Списывать использованный с этой карты бензин приходилось водителю Владимиру Поздееву по приказу Ильи Николаевича. Я списывать отказался, за что и был уволен.
Претензии не принимаются
Сразу после увольнения Владимир Бобрецов обратился в трудовую инспекцию с требованием восстановить его в должности. Но специалисты инспекции разъяснили шоферу, что в центре культуры он работал по договору, срок действия этого договора истек, а потому никаких претензий к работодателю быть не должно.
В феврале 2015 года на директора МБУ «РЦКДиК» Илью Попова завели уголовное дело по факту растраты 1000 литров бензина АИ-92 на сумму 34 тысячи 600 рублей.
Рассмотрев все обстоятельства дела Усть-Цилемский районный суд пришел к выводу, что Попов злоупотребил своими должностными полномочиями. Учитывая, что он раньше не привлекался и характеризуется с положительной стороны, имеет множество почетных грамот и благодарностей за участие в культурных мероприятиях, а также искренне раскаялся в содеянном, суд принял решение наказать его штрафом. Но на основании постановления Госдумы об амнистии в связи с 70-летием Победы Попова от наказания освободили и судимость с него сняли.
Деньги вернул
Илья Попов заявил «Трибуне», что воровства с его стороны не было. Было лишь злоупотребление служебными полномочиями. Ведь себе чиновник ничего не присвоил, а бензин пошел исключительно на борьбу с браконьерством. Все, что было потрачено на приобретение бензина из бюджета, Попов в ходе следствия и суда вернул из своего кармана.
— Полномочия я превысил, но покаялся и деньги вернул, — сообщил «Трибуне» Илья Николаевич. — К счастью, я попал под амнистию. Хотя даже если бы я и не попал под амнистию, работодатель не посчитал нужным увольнять меня, а суд не настаивал на этом.
— Скажите, а путевки в Нарьян-Мар и Ненецкий автономный округ вы подделывали? — задаем вопрос чиновнику.
— Как иначе? Бензин-то нужно было списывать…
— А как использовали «бензин от культуры» инспекторы, вы интересовались?
— Мне все равно, что они с бензином делали, куда они ездили. Я им передал и передал. Думаю, они использовали его для борьбы с браконьерами.
— Водитель Бобрецов утверждает, что у вас была карта на приобретение бензина, которую вы использовали для своих нужд. Она была оформлена якобы на имя Иванова Ивана Ивановича.
— Бред! Какие могут быть в бюджетной организации «левые» карточки?..
Екатерина МАКАРОВА,
Владимир ОВЧИННИКОВ.