«Земные» власти не реагируют на отчаянное положение ижемцев

Жители Ижемского района вновь ругают нерадивых чиновников и дорожников, работников надзорных и контрольных органов. Снегом занесены все дороги района — в пути застревают школьные автобусы, машины с почтой и хлебом…

В снежном плену

В конце прошлой недели на Ижемский район вновь обрушился обильный снегопад. Почти все населенные пункты оказались в снежном плену. Чтобы ликвидировать последствия стихии, дорожникам потребовались не одни сутки.
Из-за снежных заносов было затруднено движение на участке Гам—Мошъюга. По словам местных жителей, школьный автобус, ехавший в понедельник утром за ластинскими школьниками, застрял — его пришлось вытаскивать трактором. Не смогла пробиться хлебовозка ПО «Шонди», которая везла хлеб из пекарни в торговые точки соседних сел и деревень.
Замело дороги и внутри поселений. Жители деревень Диюр и Вертеп беспокоятся: в случае беды к ним не смогут подоспеть ни «скорая», ни пожарные.
В снежном плену оказались деревня Картаель, поселки Том и Койю.
— По поводу отвратительного состояния дороги Том—Керки жители обращались к районным чиновникам, в дорожное Агентство, МЧС… Только после жалоб дорога стала проезжей и была расширена. Когда дорогу чистят — это настоящий праздник для водителей, — говорит житель Тома Олег Морозов. — Но потом дорогу снова заметает, а чистят ее редко. Напрямую в Ухту на машине не попасть. Дорога газовиков, которой пользовались сельчане с конца лета, зимой не чистится. Еще одна напасть: почти километр дороги от переезда до Керок никем не содержится, поэтому тут водители теряют порой по несколько часов.
По словам жителей поселка, из-за отсутствия прямого зимника до Ухты груз в поселки вынуждены доставлять за тридевять земель, по автотрассе Ухта—Ижма, а дальше от райцентра по зимнику через Ласту. Получается крюк длиной 500(!) километров, хотя напрямую — около 150 км.

0_76d8e_be6b989b_XL - копия
Сегодня в Ижме это самый надежный и доступный транспорт.

«Невыездные» сельчане

Из-за снегопада жители припечорского куста оказались отрезаны от внешнего мира. Трое суток не было дороги до населенных пунктов кипиевского поселения. Единственный транспорт — савраска да снегоход.
— Купили билеты на поезд на 11 февраля. Но не знаем, сможем ли мы, делегаты съезда коми народа, выехать из припечорья, — тревожится житель Кипиево, делегат XI съезда коми народа Николай Артеев. — Добираться из Кипиево до Щельяюра на снегоходе частника слишком дорого. А по прогнозам синоптиков, нынешние снегопады далеко не последние.
— Каким образом аукцион на содержание зимника Пильегоры—Чаркабож мог выиграть нынешний подрядчик, если он не имеет для этого необходимой техники? Можно ли на такую заниженную сумму содержать проблемный участок? — недоумевает Николай Алексеевич. — Если бы видел подрядчик, по каким местам зимник прокладывается, сильно сомневаюсь, что так бы занизил сумму и вообще бы согласился на участие. Нынешний подрядчик нанял в качестве субподрядчика ижемское муниципальное предприятие «ДЭУ», а они работают как вахтовики. Могу припомнить, что лишь в один из воскресных дней в январе два трактора хорошо почистили зимник до Кипиево — аккурат к приезду руководителей района.
Из-за отсутствия дороги кипиевцам вовремя не могут доставлять ни почту, ни другие товары. Не курсирует автобус АТП, на котором население сможет воспользоваться льготным проездом. В январе он сделал лишь один рейс. Непроезжие дороги бьют и по кошельку местных жителей. По сравнению с райцентром цены на прилавках здесь космические.

Несладкая жизнь

— В конце января на участке Чика—Кипиево по крутому подъему не смог подняться КамАЗ с товаром. Пришлось разгружаться, товар доставлять на тракторе ДТ-90, — рассказывает председатель Кипиевского сельпо Любовь Чупрова. — В этом сезоне мы вынуждены нанимать снегоходы частников на доставку товара. Думаю, зимник надо было пробить и утрамбовать еще тогда, когда мало снега было, а в разгар обильного снегопада работа дорожников — сизифов труд. По возможности мы стараемся товар доставлять два раза в месяц. Не легче доставка груза осуществляется и в навигационный период. Нужны целых пятнадцать часов, чтобы груженная товаром машина доплыла на катере от Щельяюра до Кипиево.
— Торговая надбавка на все продукты питания на наших прилавках — 40 процентов, — продолжает Любовь Петровна. — Но такая наценка из-за бездорожья никак не покрывает наши расходы. Мы практически работаем в убыток себе. Хотя иначе не можем — поставщики и без того взвинчивают цены на товары. К примеру, при последнем завозе отпускная цена на сахар снова поднялась, соответственно, и мы вынуждены были ее поднять.
В конце прошлой недели, чтобы люди не остались без писем и газет, почту на своем «Буране» из деревни Пильегор доставила местный почтальон Екатерина Рочева.
Из-за бездорожья в Кипиево «застрял» на своем «уазике» частный извозчик, житель Ижмы Сергей Канев. Он отправился в очередной рейс с пассажирами из Ижмы и… целых трое суток пришлось квартировать в отдаленном Кипиево.

Сложно и затратно

— На обслуживание дороги Пильегор—Чаркабож с подрядчиком договор был заключен с 11 января до конца месяца, также намерены продолжить сотрудничество и в феврале, — говорит руководитель муниципального предприятия «ДЭУ» Игорь Терентьев. — Зимник, который приняли, не был готов к эксплуатации. Два трактора ДТ-75, работающие на этом участке, базируются в Няшабоже. За январь этот участок дороги чистили три раза. В начале февраля после сильных метелей два трактора целые сутки пробивались из Няшабожа до Брыкаланска (более 20 км). Дорогу расширяли, чистили и центральную улицу в Кипиево, хотя она на балансе поселения, и нам за это не платят.
Как признался Игорь Владимирович, трасса действительно оказалась сложной и очень затратной. В этом не сомневались и сами жители этих сел и деревень. Поэтому забили тревогу, узнав, что подрядчик согласился на содержание зимника за сумму в 1 млн 900 тыс. рублей.
Климат теплеет, все меньше времени остается для эксплуатации зимника, это еще больше усугубляет положение жителей отдаленных сел.
Руководству района, считает Игорь Терентьев, нужно выходить на республику с предложением и участвовать в программах, чтобы отсыпать грунтовую дорогу на участке от начала Пильегора до Кипиево (около 70 км), дабы грунтовка была круглогодичного действия.
— Чтобы избежать фирм-однодневок и сомнительных дорожников, нужно в корне менять систему проведения аукционов и торгов по содержанию сети автодорог, — уверен житель поселка Том Николай Канев. — Нужно создать возможность проверить у претендентов на участие в торгах не только наличие необходимой техники, но и ее техническое состояние. Заказчик должен жестко контролировать и качество выполненных работ. За некачественную работу дорожников должны наказывать штрафами.

Наталья КОЛОДИНОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники