Из-за эпидемии Эболы Африка сегодня в центре мировых новостей. А вот устькуломец Иван Липин, услышав названия стран, где бушует смертельная эпидемия, испытывает одновременно и облегчение, и ностальгию. В качестве авиатехника он работал в самых разных регионах «черного континента». И вернулся оттуда здоровым. Впрочем, об опасных болезнях и эпидемиях, признается он, в Африке думали меньше всего. Хватало и других опасностей.
Шквальный огонь
В биографии Ивана Николаевича был такой случай: ухтинский вертолет по заданию ООН доставил наблюдателей этой организации к месту голосования. Уже после окончания выборов, когда вертолет с опознавательными знаками Организации Объединенных Наций возвращался на базу, с земли открыли шквальный огонь.
Первыми же выстрелами был убит командир экипажа, ранения получили второй пилот и бортмеханик. Но, несмотря на это, российские вертолетчики сумели довести вертолет до базы и посадили его. Международные наблюдатели при этом не пострадали.
Экипаж машины «боевой»
— Иван с детства мечтал об авиации, ведь его отец работал техником в Усть-Куломском аэропорту, — рассказывает мама Николая Мария Михайловна. — Служил сын в пограничных войсках, а после демобилизации устроился мотористом в аэропорт. Затем поступил в Выборгское авиационно-техническое училище. После учебы работал в Ухте, готовил к полетам вертолеты. Удалось и самому полетать. Возили геологам трубы в Уренгой, помогали строителям газопровода «Сияние Севера». Приходилось вылетать на санзадания, возить почту и т.д.
Но через полтора десятка лет жизнь Ивана Липина круто изменилась. Работы на Севере стало не хватать, и предприятие начало отправлять вертолетчиков работать по контракту в Африку, которую раздирают бесконечные войны и этнические конфликты.
— В Ухту приехали «покупатели» от ООН нанимать нас для работы в Африке, — вспоминает Иван Николаевич. — Процедура была такой же, как при «покупке» призывников на сборном пункте. А мне тогда было 39 лет, уже был женат. Но ооновцы выбирали лучших специалистов. Я оказался среди них. Летали на вертолете МИ-8. Экипаж состоял из трех человек. Ремонтной базы не было, а поэтому мне приходилось постоянно летать. При неполадках мы садились, и я прямо на месте ремонтировал машину. У нас вертолеты по ночам не летают, а в Африке ночь — лучшее время для полетов. Потому что днем летающие машины постоянно обстреливают.
Спасала Вычегда
Северянину Липину было, конечно, тяжело переносить африканскую жару. Температура на солнце доходила до 65 градусов. В такие моменты Иван вспоминал прохладный северный лес и Вычегду. И ему становилось легче!
Во время командировок Иван Николаевич про Эболу не слышал, но опаснейших эпидемий хватало и тогда. Недаром по прибытии в Россию вертолетчиков регулярно проверяли врачи и делали многочисленные прививки. Впрочем, устькуломца и его друзей африканские болезни обошли стороной, никто из них, к счастью, не заболел.
Николай ЛЮТОЕВ.