В древнее село солеваров Серегово еще в 2008 году «завели» газ, проложив трассу аж по дну Выми. Но построенный после этого внутрипоселковый газопровод не проработал ни дня — его так и не приняли в эксплуатацию.
Пропавшие миллионы
В начале 2014 года после многочисленных обращений жителей села к бывшему главе Коми Вячеславу Гайзеру была назначена экспертиза, которая должна была ответить на вопрос: можно ли достроить этот злосчастный газопровод? Ответ был отрицательный: ни эксплуатировать, ни отремонтировать газопровод невозможно.
В публикации «У семи нянек дитя без газа» (25.04.2014) «Трибуна» обнародовала мнение республиканских чиновников о том, что миллионы бюджетных рублей в Серегово пропали потому, что аукционы на строительство газопроводов в те годы часто выигрывали компании, которые не имели навыков такого строительства.
Однако Иван Хопта, директор одной из строительных фирм, построившей в Коми десятки километров поселковых газопроводов, убежден, что Серегово стало поворотной точкой в деле газификации Коми. Построенный здесь газопровод чиновники не приняли, чтобы дискредитировать частные компании, работавшие тогда на строительном рынке. Именно с Серегово и началась стремительная монополизация этого рынка.
— Те, кто стал контролировать денежные потоки, думали не о газификации, а о личном обогащении, — утверждает И. Хопта.
Кусочек «национального достояния»
3 декабря 2008 года в Ухте руководитель Газпрома Алексей Миллер, зампред российского правительства Виктор Зубков и глава Коми Владимир Торлопов торжественно расписались на первом сваренном стыке магистрального газопровода «Бованенково—Ухта». Новая магистральная система должна была решить стратегические задачи Газпрома: форсированное освоение газовых запасов Ямала, реализация новых маршрутов поставки газа за рубеж.
Но можно ли гнать «национальное достояние» в Европу мимо нищих сел и деревень Коми, где люди до сих пор топят дровами? Уровень газификации в Коми и сегодня гораздо ниже, чем в той же Украине, с которой на протяжении двух десятилетий идут «газовые войны».
Наверное, учитывая все это, Алексей Миллер в тот же день, 3 декабря, подписал с Владимиром Торлоповым Соглашение о сотрудничестве, в котором речь шла и о финансировании строительства внутрипоселковых газопроводов в населенных пунктах Коми.
До этого участие Газпрома в газификации регионов заключалось в том, что компания подводила газ к населенным пунктам. Затем регионы должны были строить внутрипоселковые сети, подводящие топливо к каждому дому. А само подключение оплачивалось жильцами домов.
Но эта программа буксовала из-за скудности региональных бюджетов. И соглашение с Газпромом должно было отчасти решить проблему: компания выделила 1 миллиард 200 миллионов рублей на строительство внутрипоселковых газопроводов.
В Минпроме Коми срочно разработали программу газификации. Ответственным за ее реализацию был назначен заместитель министра промышленности РК Анатолий Чуткин.
— Я с самого начала предложил сделать программу газификации целевой, — рассказал «Трибуне» Анатолий Чуткин. — Но против этого резко выступил тогдашний первый заместитель главы Коми Павел Орда. Была принята ведомственная программа газификации, в которую включили 27 объектов. Но даже при этом ведомственном характере программы мы стремились создать многоуровневую систему финансирования: республика на реализацию программы выделила в дополнение к газпромовскому миллиарду 200 миллионов рублей. «Плюс» 100 миллионов собрали муниципалитеты. Кроме того, мы подключили к этой программе министерства сельского хозяйства и соцзащиты — их обязали выделять средства для селян, малоимущих, пенсионеров, которые самостоятельно не могли подключить свои дома к газовой трубе. 26 объектов были сданы в эксплуатацию, люди, живущие в этих населенных пунктах, уже много лет пользуются газом.
— 27-м объектом было Серегово, — продолжает Анатолий Николаевич. — Большая часть внутрипоселкового газопровода к 2009 году в Серегово была построена, оставался последний участок. Деньги на это были. Но в том же году в правительстве Коми началась «зачистка» кадров. Павел Орда и Алексей Чернов выдавили из Минпрома министра Николая Герасимова. Следом подал заявление «по собственному желанию» и я. Газификацией в республике в целом и Серегово в частности стали заниматься совсем другие люди. Вот с них и нужно спрашивать: почему в селе не достроили газовые сети и не подключили дома?
«Золотые» километры
Минпром в те годы возглавил министр Антон Фридман, а всеми вопросами газификации стал заниматься Константин Ромаданов, заместитель нового главы Коми — Вячеслава Гайзера.
Новые кадры отнюдь не бездействовали. Напротив, они развили очень бурную деятельность по монополизации строительного рынка в газовом секторе.
— В 2010 году, — вспоминает Иван Хопта, — в ОАО «Комигаз» поменялось руководство. А в сентябре 2011 года меня, как одного из участников строительства газораспределительных сетей в Коми, пригласили на встречу с руководителями «Комигаза». Мне сразу дали понять — мое присутствие на рынке строительства газораспределительных сетей нежелательно. Нам сказали: цены, по которым я строю газопроводы, слишком низкие. «Комигаз» может поднять цену строительства до 7 миллионов рублей за километр. И эти деньги компания не собирается никому уступать. Я сказал, что названная цена — запредельная, вряд ли правительство, муниципалитеты на нее согласятся. Но в ответ услышал — это не мое дело. Тогда я спросил: а что мне делать с теми объектами, которые я уже выиграл на аукционе и строю? Ответ был ошарашивающим: нужно разорвать контракты с заказчиками и прекратить строительство. Если же я откажусь, построенные мной газопроводы не будут приняты в эксплуатацию — средства и труд пойдут прахом.
И вскоре я понял — это не пустые угрозы. Построенные нашим предприятием газопроводы в селе Айкино, газораспределительная сеть в селе Усть-Вымь, газораспределительный газопровод в селах Казлук, Гам, Студенец Усть-Вымского района не были приняты в эксплуатацию, подача газа в дома людей затянулась на годы. Они заработали лишь тогда, когда нас полностью выдавили с рынка. А наше предприятие, потратившее ресурсы и не получившее денег за сделанную работу, стало банкротом…
Примерно то же самое, считает Иван Хопта, случилось и в Серегово. Сереговская стройка стала жупелом, которым пугали и строителей, и заказчиков: вот, дескать, что происходит, когда в строительстве участвуют «не те компании».
Чужие здесь не ходят
С тех пор, по словам Хопты, на газовом рынке Коми произошли разительные перемены. Денег на газификацию теперь нужно на порядок больше, чем раньше. Так, чтобы достроить газопровод в Серегово, в свое время нужно было затратить около 8 миллионов рублей, а сейчас — более 100 миллионов.
Анатолий Чуткин подтвердил «Трибуне», что в конце нулевых, благодаря конкуренции на рынке строительных услуг, стоимость строительства одного километра газораспределительных сетей составляла 2,2-2,5 миллиона рублей. И желающих строить по этой цене было хоть отбавляй.
Сегодня километр такого же газопровода может стоить более восьми миллионов рублей. А порой цену на аукционах поднимают и до 13 (!) миллионов. Вот почему газификация в республике движется черепашьими темпами…
— Правительственные чиновники создали в Коми по сути монополиста — ОАО «Комигаз», — утверждает Иван Хопта. — Это предприятие сегодня единолично контролирует рынок газораспределения в Коми. При «Комигазе» создана проектная фирма, работает строительная фирма, а само предприятие участвует в аукционах в качестве генерального подрядчика. Компания по сути вынуждает заказчиков, то есть муниципальные образования, платить столько, сколько ей нужно. Другими словами, создана структура, которая сама проектирует, сама строит и сама контролирует ход строительства, а потом сама же и принимает. Допуск к участию в аукционах строительных фирм резко ограничен. А «чужие» фирмы, которые все же участвуют и выигрывают торги, в итоге все равно вынуждены потом разрывать подписанные контракты, поняв, что сдать в эксплуатацию построенный объект они не смогут.
По старой схеме
Иван Хопта провел анализ всех аукционов на строительство газораспределительных сетей, которые проходили в Коми в последние годы. И выяснил, что в результате проведения большинства этих аукционов первоначальная цена очень часто не понижается, а напротив — увеличивается.
При этом, по подсчетам опытного строителя, аукционы, в результате которых цена строительства 1 км внутрипоселковых газопроводов в Коми поднимается выше 5,5 миллиона рублей, можно смело отменять: в такой цене заложена коррупционная составляющая.
— Основной акционер ОАО «Комигаз» — правительство Коми. Казалось бы, этот акционер должен преследовать лишь одну цель — благо жителей республики, а значит, удешевление строительства для граждан Коми, ускорение темпов газификации республики. Но в этой сфере все происходит с точностью до наоборот: конкуренция уничтожена, цены повышены до предела, деньги расходуются бесконтрольно, — резюмирует Иван Хопта.
Вряд ли кого-то из жителей Серегово, да и всех, кто в газовой республике топит дровами, может согревать мысль о том, что создатели схемы, которую разоблачает Иван Хопта, сейчас находятся в Лефортово. Ведь монопольная схема, позволяющая задирать цены и выдавливать с рынка тех, кто способен строить лучше, дешевле, быстрее, работать не перестала…
Владимир ОВЧИННИКОВ.