15 октября в России отметили 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. В рамках юбилея уместно будет вспомнить, что произведения гениального русского поэта, писателя и драматурга все эти годы не были в забвении. Их изучали в школе, экранизировали, ставили на сцене. В том числе в заполярной Воркуте, силами актеров ГУЛАГа.
Внук Данзаса на фоне Воркутинского драмтеатра.
Речь пойдет о лермонтовской драме «Два брата». Пьеса относится к числу автобиографических. В ней получили отражение отношения поэта с Варварой Лопухиной, которая в 1835 г. вышла замуж за Николая Бахметьева, который был значительно ее старше.
Считается, что пьеса «Два брата» стала как бы «репетицией» к роману «Герой нашего времени». В основе сюжета — встреча героя с любимой женщиной после ее замужества, и многие мысли, высказанные братьями Юрием и Александром Радиными (соперниками в любви к прекрасной даме), затем нашли продолжение в монологах Печорина.
На сцене «Два брата», как и более известную свою драму «Маскарад», Лермонтов так и не увидел. При жизни автора его пьесы (всего их было пять) не ставились по цензурным соображениям. А позднее их было принято считать несценическими. Переломить такое отношение попробовал Всеволод Мейерхольд. В 1915 году он поставил «Два брата» на сцене Мариинского театра, а в 1916-м — в Александринском. Увы, в репертуаре пьеса не задержалась. Причину этой неудачи режиссер объяснил тем, что «Лермонтов оказался актерам совсем не по плечу». В целом постановок пьесы «Два брата» было немного. Спектакли шли в Абакане, Баку, Улан-Уде, Стерлитамаке, а в 1954-м году – в Воркуте.
С подачи «шпиона»
Но сначала несколько слов о самом театре. В 1943 г. Воркутинский лагерь, который тогда назывался «Воркутстроем», возглавил полковник Михаил Мальцев. Летом 1943 г. к нему с письмом обратился заключенный Борис Мордвинов, с 1936 по 1940 годы — главный режиссер Большого театра, осужденный «за шпионские связи». В письме Мордвинов предлагал создать театр, считая, что талантливых артистов в Воркуте вполне достаточно.
Мальцев собрал совещание, на котором «шпион» Мордвинов выступил перед офицерами НКВД. После этого начальник лагеря вынес вердикт: «Театр должен быть музыкально- драматическим, и открыть его должны опереттой… не позднее 1 октября». В первом составе труппы театра было около 70 человек. 80% из них составляли заключенные, остальные — вольнонаемные, а также ссыльные и спецпереселенцы. К 1954 г., когда на сцене была поставлена драма М. Лермонтова, театр уже накопил большой опыт: 12 опер, 19 оперетт и музыкальных комедий, драматические спектакли отечественных и зарубежных авторов. В труппе играли такие известные артисты, как Валентина Токарская, Валентина Ищенко, литературной частью заведовал Алексей Каплер, в театре служил правнук Данзаса, секунданта Пушкина, работала
Т. Лещенко-Сухомлина…
Роли «врагов народа»
Ставить пьесу «Два брата» взялся заслуженный артист Коми АССР Николай Быков, с 1948 года — главный режиссер театра, выпускник Московской консерватории. Он же исполнял роль Александра Радина. Сведения об остальных участниках спектакля взяты из воспоминаний воркутинцев, а также из учетных карточек бывшего Воркутинского архива мест заключений.
Борис Харламов исполнял роль отца братьев. До ареста работал режиссером в Одессе, в 1944 г. осужден по ст. 58-3 УК РСФСР (сотрудничество с оккупантами) на восемь лет лагерей. Освободился в 1951 г.
Роль Юрия Радина исполнял артист Георгий Стельмахович. В театре работал с 1950 г. Сведений о нем в архиве МВД обнаружить не удалось.
Роль князя Лиговского досталась артисту В. Попову. Сведений о нем также обнаружить не удалось, но если допустить, что в программке спектакля была допущена опечатка в инициалах, то, возможно, эту роль играл артист Николай Попов.
Княгиню Веру играла Фаина Костина, в прошлом артистка Курского драмтеатра. В 1943 г. осуждена за «пособничество немецким оккупантам». В Воркуту была доставлена по этапу в ноябре 1943-го. Освободилась из лагеря в 1948 г.
Роль слуги Радина исполнял Владимир Балемба. Осужден в 1946 г. Особым Совещанием при МВД СССР за измену Родине на семь лет. Освободился из лагеря в 1952 г.
Роль управляющего князя исполнял Михаил Шульман. В театре работал с 1953 г. Бывший учитель бальных танцев во Львове, он стоял у истоков будущего Ансамбля песни и пляски Советской Армии им. Б. Александрова. Арестован и осужден в 1951 г. по ст. 58-8 (совершение террористических актов, направленных против представителей советской власти) на пять лет лагерей. Ранее срок отбывал на Колыме. Воркута была определена ему местом ссылки.
Роль Федосея исполнял Александр Кошелев. В Воркуту попал в 1946 г., будучи осужденным за «контрреволюционный саботаж» на десять лет.
Постановочной частью заведовал Яков Вундер, художник и фотограф. Осужден в 1943 г. на 10 лет лагерей. После освобождения из лагеря Вундер работал в Воркутинской геологоразведочной экспедиции. В 1966-м, во время экспедиции, при переправе через реку Кожим, Вундер погиб.
Свет в спектакле был поручен Алексею Маркову, осужденному в 1944 г. за «шпионаж» на 10 лет лагерей. По образованию он был киноинженер.
Костюмы шила Хана Оксман (10 лет лагерей за «контрреволюционную деятельность»).
В чем сила, братья?
Спектакль был показан в июле 1954 г., и областная газета «За новый Север» – орган Коми обкома КПСС — тут же разразилась разгромной рецензией. Главный «идейный враг» князь Лиговской, по мнению критика, «упрощен и выглядит каким-то чудаковатым добрячком, лишенным надменности, высокомерия, спеси». Режиссер не создал ни одного действенного психологического столкновения между ним и Юрием, а если «нет никакого идейного столкновения, то вся концепция спектакля повисает в воздухе».
Режиссер вывел на первый план борьбу между братьями Юрием и Александром за Веру, то есть за любовь, но это, по мнению рецензента, «не основное, а дополнительное». «Вряд ли в наше время стоило ставить спектакль на тему о том, как два брата спорят из-за одной женщины. Режиссура неверно расставила в спектакле акценты, поэтому конфликт получился камерный, семейный. В спектакле нет… того мятежного духа, которым наполнено все творчество Лермонтова».
Анатолий ПОПОВ.