26 декабря в Якше состоялось собрание жителей правобережной части поселка, на которое приехал руководитель администрации Троицко-Печорского района Илья Сидорин. Приехал, чтобы попробовать разрубить гордиев узел проблем, которые на поселенческом уровне решить невозможно.
На это собрание пришли жители правобережья, руководство администрации сельского поселения, работники и начальство заповедника. Разговор получился крайне тяжелый, причем для всех участников. Самое же главное — проблемы остались нерешенными.
Я вам пишу…
Накануне этого форума в редакцию «Трибуны» почта доставили пакет, в котором было три письма, где в подробностях описывалась ситуация, сложившаяся в коллективе Печоро-Илычского заповедника, а также в поселке, где проживают его бывшие и нынешние работники. Под одним письмом было 34 подписи, под другим — 48. Картина получалась невеселая: это, по сути, был крик отчаяния жителей.
Ниже мы публикуем выдержки из этих писем.
Ни хлеба, ни масла
«В районной газете недавно была напечатана хвалебная статья «Доминиканская республика» о работе директора заповедника Доминики Кудрявцевой. Но никто не поинтересовался тем, как живется жителям этой самой «республики». А живется им неважно.
Заповедная часть поселка находится на правом берегу реки, а все основные учреждения находятся на левом, и перевоз через Печору для жителей поселка жизненно необходим. Здесь живут 70 человек, из них 43 — пенсионеры, которые раньше работали в заповеднике. Теперь это больные старики, многие — инвалиды.
С приходом в заповедник нового руководителя Доминики Кудрявцевой официальный перевоз работать перестал, и теперь даже мед-
работники, почтальон и соцработник вынуждены сами искать способ переправиться через реку. В заповеднике всего один магазин, в который осенью долгое время не привозили продукты, из-за чего на прилавке не было ни хлеба, ни масла, не говоря уже об овощах. О перевозе мебели или бытовой техники говорить просто не приходится.
Другая проблема — доступ к технике для жителей поселка. Раньше заповедник помогал жителям: держал переправу летом и зимой, предоставлял трактор для вспашки огородов, машину в случае надобности. Сейчас этого нет, в прошлом году пришлось арендовать трактор с левой стороны, а в следующем нельзя будет сделать и это: директор пообещала, что не позволит использовать заповедный понтон для перевозки посторонней техники.
Мы не хотим жить в такой «республике», а хотим работать и жить в своей нормальной российской деревне, чтобы никто не издевался и не унижал».
Дошло до абсурда
Надо отметить, что жители заповедного поселка сначала обратились в районную газету, которая напечатала их письмо под названием «Противостояние». На публикацию ответила руководитель заповедника. Но ответ не успокоил писавших, а наоборот — возмутил. В результате появилось второе письмо, которое газета уже печатать не стала, ответив, что для решения проблем в поселок скоро приедет представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также глава района.
В письме, которое не было напечатано, указывалось на то, что директор заповедника «взяла на вооружение» устав ФГБУ «Печоро-Илычский заповедник» и должностные инструкции и, опираясь на них, довела ситуацию до абсурда. На все просьбы она отвечает, что ничего не может и не должна делать для жителей поселка. По мнению подписавших письмо, суть конфликта между жителями и руководством заповедника совсем не в перевозе людей и техники, а в отношении к проблемам, в нежелании их решать.
В ожидании перемен
Декабрьское собрание в Якше прошло бурно. Помирить «народ» с директором главе района не удалось. Собравшиеся озвучили все проблемы. Однако Доминика Кудрявцева снова сослалась на инструкции и существующие законы. Из ее ответов выходило, что ни перевозом, ни ремонтом, ни вспашкой огородов ее предприятие заниматься не обязано. Бюджетное учреждение не имеет права распоряжаться бюджетными средствами на проведение работ, которые не прописаны в Уставе.
Пятнадцать проверок
Проблема государственных учреждений типа Печоро-Илычского заповедника не нова: она возникла давно, только решают ее везде по-разному. Государство, по сути, бросило людей, которые раньше работали на голом энтузиазме. А руководство заповедника оказалось в очень стесненных условиях, поскольку за каждую потраченную копейку с него спрашивают многочисленные проверяющие. Так, в минувшем году заповедник проверяли 15 раз!
На собрании возник вопрос о коллективном договоре, который не работает с 2013 года, и в этом собравшиеся укоряют директора. Та же утверждает, что про профсоюзную организацию знает только понаслышке. более того, она несколько раз предлагала обсудить коллективный договор и принять его, однако проекта нет до сих пор, а потому и обсуждать нечего.
Глава поселения Виталий Сафронов считает, что на данном этапе выходом из создавшегося положения может стать создание ТОС — Территориального общественного самоуправления. Вот только кто займется созданием ТОСа в Якше?
Мотор для лодки
Пока появилась только одна хорошая новость: глава района Илья Сидорин пообещал решить вопрос с приобретением мотора для лодки. Но вот перевозчика нужно искать в Якше, точнее даже — готовить его, поскольку нужно, чтобы была лицензия на выполнение данных работ, требуется допуск и другие разрешительные документы. Кто будет этим заниматься — пока неизвестно. К тому же наверняка перевоз станет платным, чего раньше не было.
Этот вопрос тоже по силам ТОСу, как и многие другие, обсуждаемые на собрании. Ясно одно: руководитель «Доминиканской республики» — то есть Печоро-Илычского заповедника – Доминика Кудрявцева решать их не будет. И заставить ее это делать нельзя: она фактически не подчинена ни районной, ни республиканской властям. С ней можно только договариваться. Через профсоюзную организацию, через договоры с ТОС и администрацию поселка. Иного пути, как показало собрание, просто нет.
Анатолий ПОЛЬКИН.