На этой неделе в «Трибуну» позвонил житель поселка Зимстан Усть-Куломского района Николай Морохин. Мужчина рассказал о том, что неизвестные люди на машинах с кировскими номерами выкорчевывают бетонные плиты из дороги, которая ведет к заброшенному поселку Нюмыд.
Миллионы — на ветер
Житель Зимстана рассказал, что в 90-е годы прошлого века эту дорогу использовали для вывозки леса. Однако в последнее время она оказалась бесхозной. Впрочем, любая дорога в тайге, будучи даже бесхозной, не может быть бесполезной. По нюмыдской дороге люди ездили за грибами и ягодами, добирались до своих охотничьих угодий. Пока в Нюмыде оставались несколько жителей, к ним по этой дороге добирались члены избирательной комиссии с урнами для голосования.
Но самое главное — дорога служила надежной гарантией безопасности окрестных лесов. В случае пожара по ней к источнику огня могли бы доехать пожарные. А после того, как неизвестные демонтировали бетонку, проехать в эти места невозможно даже на внедорожнике — на месте дороги образовалась глубочайшая колея, а в грязи может утонуть даже трактор. Теперь сюда путь один — только по воздуху.
— Ломать — не строить, — возмущается Николай Морохин. — То, что мы теперь отрезаны от охотничьих угодий, ягодных мест — полбеды. Это, как говорится, проблема маленького человека. Но дорога вскоре нужна будет как воздух и для нашего района, и для республики. Вырубленный когда-то лес здесь вскоре полностью восстановится, и лет через десять сюда опять могут вернуться лесозаготовители. Получается, что им придется строить новую дорогу, выбрасывать на ветер миллионы рублей. Наши чиновники, похоже, так далеко не заглядывают. Поэтому, наверное, и закрывают глаза на весь этот беспредел.
По словам жителя Зимстана, бетонные плиты с дороги на Нюмыд снимают уже не первый год. Сначала их выворотили с отрезка пути, ведущего от Зимстана к развилке на деревню Фроловск. Потом было какое-то затишье. Но лежащие якобы без дела плиты все это время не давали покоя разрушителям. И разборка началась вновь.
Николай Морохин пытался самостоятельно выяснить, кто снимает бетонные плиты с дороги, по чьей указке и куда их вывозят, но мужики, орудующие на дороге, ему ответили: «Секрет».
— Я только могу сказать, что вывезли бетонку на двух МАЗах с прицепом и с номерами 43 региона (Кировская обл. — Ред.), — говорит Николай Васильевич.
Печаль Зимстана
Плохие дороги — печаль и боль Зимстана.
«Трибуна» совсем недавно опубликовала материал о том, что глава Зимстана Владимир Лодыгин в отчаянии направил видеообращение к президенту Владимиру Путину. Среди самых острых проблем, которые обрушились на поселок, глава Зимстана выделил дорожную. Грунтовая дорога в райцентр разбита донельзя колесами лесовозов. Казалось бы, если уж приперло разобрать бездействующую дорогу, плитами отсюда можно было бы вымостить действующую дорогу на Усть-Кулом. Вместо этого плиты уплывают в неизвестном направлении.
Корреспондентам «Трибуны» не раз приходилось преодолевать по бетонной дороге путь на Нюмыд. Еще не так давно этот населенный пункт в усть-куломской глубинке с внешним миром связывала не только бетонка, но и настоящая железная дорога с широкой колеей. Добраться отсюда в Москву было легче, чем до Усть-Кулома.
В Нюмыде было собственное локомотивное депо, грузовые и пассажирские вагоны ходили до станции Лесное в Кировской области и даже до самого Кирова.
Причина в том, что в Нюмыде, Крутоборке и других окрестных населенных пунктах располагались подразделения Кировской исправительной колонии №25. За десятилетия работы в Усть-Куломском районе заключенные вырубили и вывезли в Кировскую область из этих мест миллионы кубометров древесины. В связи с многочисленными реорганизациями, которые происходили в недрах российской исправительной системы, в начале века было принято решение ликвидировать подразделения ИК-25 в Республике Коми.
Заключенных вывезли отсюда достаточно быстро, а вот сотрудники исправительного учреждения с семьями еще долго жили в Нюмыде и Крутоборке, ожидая выделения жилья на «материке». Большая часть построек в Нюмыде в последние годы оказалась брошенной. Только железную дорогу разобрали довольно быстро.
Администрация Усть-Куломского района после закрытия зоны долго и безуспешно пыталась найти инвесторов, способных возродить лесозаготовительное производство на месте бывшей колонии. Привлечь инвесторов должны были не только поспевающие в окрестностях леса, но и сохранившаяся инфраструктура в виде бетонной дороги. Но все переговоры с инвесторами оканчивались неудачей. Теперь же, даже если возникнет острая нужда в древесине, заготовителей в этот район калачом не заманишь — строить новую дорогу вряд ли кто-то возьмется.
Кстати, в 2012 году, когда дорогу только начали разбирать, полиция, по словам местных жителей, пыталась разобраться — по закону это делается или нет. Однако ей не удалось установить, кто же является собственником брошенной дороги.
Еще больше вопросов могло возникнуть к тогдашним разборщикам у представителей природоохранных структур. Как писали в те годы в нашу газету рыбаки, регулярно посещавшие реку Нюмыд, которую пересекала бетонная дорога, работа велась абсолютно бесконтрольно и с нарушением экологических норм. Так, часть плит была сброшена в реку и полностью перегородила течение, препятствуя проходу рыбы. Между тем здесь нерестится семга и живет первое время потомство семги — тальма.
Дорожное варварство
Заведующий сектором по дорожной деятельности Усть-Куломского района Василий Шебырев пояснил, что разобранная дорога в реестре муниципальной собственности не числится. Поэтому за ее содержание районные власти ответственности не несут. На вопрос, кто разбирает дорогу и законно ли это, ответа нет.
Впрочем, считается, что правоохранительные органы все же заинтересуются дорожным варварством. В республике в последние годы уже не один высокий чин из федеральной системы исполнения наказаний был привлечен к ответственности за подобные действия. В частности, за злоупотребления при разборке узкоколейной дороги в Княжпогостском районе на скамье подсудимых оказался бывший начальник одной из местных колоний Виктор Стародубец.
Екатерина МАКАРОВА.