Есть в Митрофан-Дикосте примета: если дорогу почистили – значит, начальство приедет. Вообще-то от этого поселка до райцентра — Троицко-Печорска — всего 80 километров. Час-полтора ехать, но это — если по хорошему зимнику. А летом — дорога дальняя, мучительная, многочасовая, через Нижний Одес, Сосногорск и Ухту, через злополучный участок Седью—Кэмдин и Войвож. Не у каждого сил хватит одолеть такой путь…
Заря угасла
Митрофан-Дикост был построен в пятидесятые годы репрессированными, которые заготавливали лес на Печоре. Люди разных национальностей, попавшие сюда не по своей воле, постепенно обжились, пустили корни, создали семьи. Русские, литовцы, немцы, коми жили дружно. Построили школу, больницу, а в советские годы был тут хороший леспромхоз. Неподалеку осваивали месторождения нефти и газа, тянули знаменитый газопровод «Сияние Севера». Летом по Печоре ходила «Заря», на ней можно было добраться до райцентра.
Однако в девяностые годы леспромхоз рухнул, погребя под обломками надежды местных жителей. Один из них — Василий Ягменас, родившийся здесь сын ссыльного литовца и коми женщины.
Ныне он пенсионер. Молодежь из поселка уезжает, а Василию, как и большинству стариков, ехать некуда. Четыре года назад, в декабре 2011-го, Василий Владиславович на страницах нашей газеты рассказал о жизни этого отдаленного, отрезанного от «большой земли» поселка. Рассказал про дорогу, на ремонт и содержание которой вечно не хватает денег, про старую школу, про то, как решают проблемы с дровами…
Газопровод, хоть и рядом, но дорогу в Митрофан не нашел, больницу закрыли, работы нет, как нет и сотовой связи. А «Заря» по Печоре уже давно не ходит…
Ягменас родился здесь, и ехать ему некуда.
«Золотые» дрова
Бывший леспромхозовский тракторист Ягменас долгие годы мечтал о тракторе для жителей Митрофан-Дикоста. Чтобы можно было на нем и дорогу почистить, и мусор вывозить, а самое главное — дрова доставлять.
— Главная наша проблема — это тепло, — рассуждает пенсионер. — Ведь о газификации мы даже и не мечтаем, запастись бы на зиму дровами. В поселке есть грузовые машины, но в частных руках, а цены за доставку дров просто грабительские. Хозяев можно понять: налоги, расход горючего, износ техники, а ближайшая заправка от нас за 100 км — и за все надо платить.
Поговорив с односельчанами, Ягменас решил добиться, чтобы поселку выделили трактор с прицепом. Односельчане и глава поселения Ирина Логинова его поддержали.
Василий Владиславович начал обивать пороги чиновничьих кабинетов. Простодушный пенсионер не знал тогда о множестве бюрократических препон. Его гоняли по кругу, отовсюду «футболили».
Как знать, чем бы закончилась эта история, если бы под новый 2012 год не случилось с ним приключение, похожее на рождественскую сказку.
Будучи в Сыктывкаре, в последний вечер перед отъездом Ягменас гулял по Стефановской площади, на которой уже сверкала огнями новогодняя елка. И хотя рабочий день давно закончился, в резиденции главы горел свет. Настырный пенсионер решил войти в здание, поднялся на крыльцо. Там его увидел представительный мужчина: «Вы кто? Откуда?» И… случилось так, что пенсионера приняли и выслушали!
Он тогда рассказал все — про дорогу, про лес, про больницу и то, что нужен ремонт старой школе, про трактор и дрова. Все это напоминало картину художника Серова «Ходоки у Ленина».
Вскоре мечта Василия сбылась: в поселке появился трактор МТЗ-82 с фронтальным погрузчиком, с прицепом и с жестким отвалом для чистки снега.
«Коммерческий» трактор
Конечно, Ягменас наде-ялся, что раз он так долго хлопотал, то и работать на тракторе доверят ему. Дадут «железного коня» в аренду.
— Если соблюдать все инструкции по эксплуатации, такой трактор является «неубиваемым», — продолжает Василий Владиславович. — Но трактор доверили Николаю Хозяинову. Человек он приезжий и, как оказалось, с техникой знаком мало. Я его спросил, на каких условиях он работает. Об условиях он промолчал. Но известно, что аукцион на аренду не проводили. Еще хуже другое: цены на доставку дров меньше не стали, даже повысились. Для одинокого пенсионера доставка, погрузка и колка сегодня обходятся в две-три пенсии…
Я опять пошел к главе поселения за объяснением. Как бывший тракторист, знаю, сколько топлива трактор расходует на 100 км. Показал расчеты: доставка дров должна обходиться намного дешевле, ведь для этого и просили трактор. Получается, что социальный поселковый трактор стал коммерческим. Кому это выгодно? С частниками все понятно, но трактор-то мы просили, чтобы цены на доставку дров стали более доступны.
В мае 2014 года новый трактор сломался. По сей день он ржавеет под открытым небом. Никто за это не отвечает. А ведь он немалых бюджетных денег стоит! Жители снова обращаются к частникам, теперь дрова стали еще дороже.
— Выходит, никому мы не нужны с нашими проблемами, — считает пенсионер. — В начале 2015 года я обращался в администрацию района, но диалога не получилось. А из ответа главы поселения можно понять, что мы, простые жители, ничего не решаем и вообще — это не наше дело.
Трактор с тележкой ржавеет на улице.
Без чеченцев не обойтись?
В Митрофан-Дикосте всегда были мастеровитые мужики. Так, еще в 1989 году на средства, выделенные в рамках жилищной программы, местные жители построили здесь девять домов.
— Я сам участник этой программы, — говорит Ягменас. — Нам дали необходимый стройматериал, и мы своими силами строили для себя дома, в которых живем до сих пор. Нам еще и заплатили за работу.
Сейчас в Митрофан-Дикосте строят дом под переселение из ветхого жилья. Строительство доверили субподрядчикам из… Чечни. Оттуда приехали не строители, а простые работяги. С организацией работ уйма проблем.
— Котлованы под фундамент заливали в морозы, брус укладывают почти без утеплителя, а главное — стоимость строительства постоянно растет, — рассказывает Ягменас. — И только когда все сроки сдачи жилья прошли, администрация района зашевелилась.
Денег на стройку уже потрачено много, а финала пока не видать. Не дешевле ли было купить людям готовые благоустроенные квартиры в соседнем поселке Нижний Одес? Там жилье недорогое.
Не могу молчать
— А сейчас, — переживает Василий Ягменас, — появилась новая проблема. Хотят «оптимизировать» ФАП. Вроде бы он не соответствует новым стандартам, и лицензию не продлили. Летом к нам приехал фельдшер, которого мы так долго ждали. Я считаю, что он проявил мужество, приехав в наш поселок — согласился на жилье в бараке с печным отоплением. В поселке в основном остались пенсионеры. Здоровье наше с годами лучше не становится, а вот медобслуживание ухудшается. Не будет ФАПа — куда мне с диабетом на укол пойти?
…Ягменаса многие ругают. Мол, зря нервы портишь. Разве тебе больше всех надо? Вот трактор ты хлопотал, а итог? Инициатива наказуема! Но он считает, что молчать нельзя.
— Так и выживаем — своими силами, — рассуждает пенсионер. — Но разве мы — не такие же граждане России? И нам хочется жить достойно.
Людмила КУДРЯШОВА.