Власть, бизнес и профсоюзы: куда плывем?

7 октября во многих городах России прошла традиционная осенняя акция проф-союзов, участники которой требовали повышения минимального уровня заработной платы, достойных условий труда и протестовали против роста цен и тарифов.

DSC00473
В минувший вторник в Сыктывкаре на Театральной площади собрались представители практически всех профсоюзов, входящих в ФПРК: медики, педагоги, работники культуры, связисты, селяне, нефтяники, газовики и лесники.
К традиционному названию акции «За достойный труд» в этом году добавились слова, навеянные политической ситуацией. Профсоюзы на этот раз отстаивали «Достойный труд в мире без войн и санкций».
Во многих выступлениях участников митинга тема санкций в связи с событиями на Украине звучала не раз. С одной стороны, митингующие выражали понимание того, что экономика в нынешних условиях испытывает значительные перегрузки из-за санкций США и ЕС. С другой — выражали опасения, что эти реальные или мнимые трудности будут использованы для наступления на права трудящихся.
— Мы понимаем, что ситуация в стране непростая, — заявила председатель Федерации профсоюза РК Людмила Ляшенкова. — Правительство, работодатели и работники – все мы находимся в одной лодке. Поэтому ее не надо раскачивать, а наоборот – объединиться и двигаться вперед, развиваться.
Призыв «не раскачивать», судя по дальнейшему ее выступлению, был обращен не столько к членам профсоюзов, сколько к бизнесу и власти, которые не должны решать сиюминутные экономические и политические проблемы за счет урезания прав трудящихся.

Нельзя откладывать

По словам Людмилы Ляшенковой, экономика Коми развивается вполне динамично, а реализация майских указов президента улучшила ситуацию с оплатой труда в ряде отраслей. В то же время ряд проблем, которые напрямую задевают интересы большинства работающих жителей Коми, по-прежнему не решается или решается плохо.
К таким проблемам лидер профсоюзов отнесла сохраняющийся разрыв в оплате труда между управленческим аппаратом и основной массой работников, урезание социальных гарантий трудящихся, низкий уровень зарплаты во многих отраслях экономики.
Людмила Ляшенкова в своем выступлении выразила недовольство пробуксовкой в работе трехсторонней комиссии.
— Наше главное требование (о выведении северных надбавок из состава МРОТ — Ред.) из года в год кочует из соглашения в соглашение, — сообщила Л. Ляшенкова. — И каждый раз его откладывают в протокол разногласий.

Специальная оценка

В 2014 году была внедрена система специальной оценки условий труда работников. Эта система, по мнению Л. Ляшенковой, выгодна работодателям, но ущемляет интересы трудящихся. Многие работники теряют льготы, которые они имели за труд на вредном производстве. При этом вредные факторы, влияющие на здоровье людей, никуда не исчезли.
На митинге выступила лидер профсоюза Жешартского фанерного комбината Елена Вахрушева. Она рассказала, что Закон о специальной оценке условий труда содержит абсолютно сырую методику.
— Например, на участке водоочистки Жешартского комбината в качестве обеззараживающего вещества используется известь, — рассказала Елена Оттовна. — Работницы вынуждены работать в респираторах, поскольку известка обжигает дыхательные пути. Между тем известь вообще не внесена в перечень вредных веществ. И замеров уровня загрязнения известью никто не производит. Так же никто не делает замеров микроклимата в кабинете машиниста тепловоза, а там и жара, и шум, и другие факторы, воздейстувующие на организм человека. Примеров таких недоработок даже на нашем предприятии можно привести много. А в итоге труженики комбината могут необоснованно потерять льготы и компенсации.

Северные — это фикция

Статистика сегодня фиксирует увеличение средних зарплат у учителей, медиков, работников культуры. Однако председатель рескома профсоюза работников культуры Елена Серкова убеждена, что до благополучия еще очень далеко.
— Несмотря на двух-трехкратное увеличение зарплат в сфере культуры, о котором все пишут и говорят, каждый четвертый работник нашей отрасли получает зарплату ниже прожиточного минимума. Более тридцати процентов работников бюджетной сферы, проживая в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, фактически не получают положенных надбавок.
Е. Серкова пояснила, что должностные оклады этой категории работающих составляют от 3 до 3,5 тысячи рублей в месяц. Поэтому начисление северных коэффициентов в подобной ситуации — пустая формальность. Они лишь «подгоняют» заработок северян к уровню минимального размера оплаты труда в 6000 рублей.
При этом коллеги северян в южных регионах получают минимальный размер оплаты труда — те же самые 5554 рубля — без всяких северных надбавок. А в некоторых регионах МРОТ еще выше.
— В последние годы профсоюзы регулярно ставят вопрос об увеличении минимальных базовых окладов бюджетников до уровня минимального размера оплаты труда, — отметила Елена Серкова. — В этом случае северным надбавкам и коэффициентам будет возвращен первоначальный смысл, они начнут компенсировать северянам работу в суровых условиях. Но все эти предложения пока не находят поддержки в региональном правительстве.

Тяжело в деревне без субсидий

Продовольственное эмбарго уже привело к росту цен. Чиновники заверяют, что ограничение импорта поможет российским сельхозтоваропроизводителям. Но этого не произойдет, если аграрный сектор по-прежнему держать на голодном финансовом пайке.
— Большинство наших механизаторов до сих пор работают на технике, созданной 20-30 лет назад. В последние годы лишь пять предприятий агропрома построили новые или реконструировали старые фермы. Остальные трудятся на фермах, появившихся еще при советской власти, — заявил на митинге председатель рескома профсоюза работников агропрома Николай Шарыпов. — Здесь сохраняется тяжелейший физический труд, в том числе и женский. Не легче ситуация и в полеводстве, где, к примеру, работники (преимущественно женщины) вынуждены в резиновых сапогах и перчатках под дождем вручную рубить капусту ножами, когда вся Европа заготавливает эту культуру комбайнами.
— И какую оплату за этот каторжный труд получает большинство работников? — задал собравшимся вопрос Николай Шарыпов. Ответ вызвал общий вздох на площади: средняя зарплата тружеников села в Княжпогостском районе составляет 7902 рубля, в Усть-Вымском — 7800 рублей, в Усть-Куломском — 6800 рублей. На крупном агропромышленном предприятии — птицефабрике Сыктывдинской – средняя зарплата 15 тысяч рублей. Можно ли требовать от людей, получающих нищенскую зарплату, высокой производительности?
— Нам говорят, что российское село не способно конкурировать с европейским производителем, — продолжил Н. Шарыпов. — Но при этом замалчивается, что европейский крестьянин получает в шесть раз больше субсидий, чем российский. Пока правительство страны не возьмется за помощь и развитие отечественного сельского хозяйства, все разговоры о самообеспечении останутся просто заклинаниями.
Виктор СЕМЕНОВ.

Чего требуют профсоюзы

Участники митинга единогласно проголосовали за текст декларации, которую они намерены направить в правительства России и Республики Коми, в Государственный Совет РК.
В декларации говорится о необходимости принятия правительством России единой системы компенсаций и государственных гарантий для работников организаций и предприятий различных форм собственности, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, а также о повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения без включения в него северного коэффициента, стимулирующих и компенсационных выплат.
Минимальные оклады и ставки, считают участники митинга, должны быть не ниже МРОТ. Выполнить это требование правительству предложено не позднее 2016 года.
Отдельный пункт в резолюции отведен законодательству о специальной оценке условий труда. В действующий закон необходимо внести изменения и дополнения, направленные на повышение достоверности и объективности результатов оценки условий труда, а также учета специфических условий работы людей и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.
Участники митинга выступили за обеспечение достойных пенсий, отмену одноканального финансирования медицинских учреждений и восстановление бюджетного финансирования медицины, за продление программы «материнский капитал».
— Мы требуем от правительства РК принятия мер по сдерживанию роста цен на продукты, оплату жилья, коммунальные услуги, — заявила Людмила Ляшенкова. — Республиканским властям необходимо увеличивать размеры субсидирования агропромышленного комплекса, а в региональное соглашение на 2015-2017 годы внести все требования ФПРК, занесенные сегодня в протокол разногласий.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники