Водители, протесующие против так называемого «налога Ротенберга», выдвинули ультиматум: если правительство не отменит плату за проезд по автотрассам, то 4 декабря дальнобойщики заблокируют МКАД. Однако выполнить эту угрозу им вряд ли удастся.
Никакой политики
В начале этой недели пустые фуры со всей страны съезжались к Москве, чтобы принять участие в акции протеста. Но уже на дальних подступах к столице большегрузы начали тормозить сотрудники дорожной полиции. С некоторых водителей, как сообщает «Новая газета», даже брали расписки, что они не станут участвовать в акции, а ее координаторы попали под пресс правоохранителей.
Подсуетились и депутаты Госдумы от партии власти, которые в пожарном порядке собираются законодательно приравнять любые автопробеги к митингам протеста, требующим особого разрешения. Один из нардепов даже заявил, будто волнения дальнобойщиков спровоцированы… американцами. То есть по сути обвинил шоферов в том, что они играют роль «пятой колонны».
На самом деле эта плохо организованная, упорно замалчиваемая федеральными телеканалами акция вспыхнула стихийно. У нее нет явных лидеров. И никаких политических требований водители не выдвигают.
Власти делают все, чтобы не допустить в столицу «бунтовщиков на колесах».
Обложили
Напомним, что с 15 ноября, помимо уже существующих налогов – транспортного сбора и акциза на бензин, дальнобойщиков обложили новым побором: за каждый километр федеральной трассы они должны платить по 3,7 руб. (под влиянием протестов тариф временно снизили до 1,53 руб.).
Деньги собираются с помощью системы «Платон». Право на обслуживание этой системы получила фирма «РТ-Инвест транспортные системы», одним из учредителей которой является Игорь Ротенберг — сын близкого к Кремлю олигарха Аркадия Ротенберга. Из собранных с большегрузов средств частная фирма будет ежегодно получать свыше 10 миллиардов рублей.
Это ударит не только по дальнобойщикам. В результате подорожают и все товары народного потребления. По некоторым оценкам — до 10 процентов.
То есть «налог Ротенберга» по сути будет оплачивать каждый житель страны.
«Не хочу рисковать»
На сайте ассоциации дальнобойщиков Санкт-Петербурга нам удалось найти информацию о том, что в акции планируют участвовать и водители из Коми.
Однако отыскать таких участников «вживую» «Трибуне» так и не удалось, не помогло и прямое обращения к руководителям ассоциации в Санкт-Петербурге.
Вопрос о возможности присоединения к акции и об отношении к «Платону» «Трибуна» задала владельцам фур из Коми, с которыми нам удалось встреться на традиционной стоянке большегрузов у села Чукаиб Сысольского района, а так же на парковке в эжвинском микрорайоне Строитель.
Все, с кем удалось побеседовать, выражали активное недовольство введением системы «Платон». Но в то же время признавались, что сами подключились к этой системе. И в акциях протеста участвовать не будут.
Единодушие проявляли водители и в другом — все как один они категорически отказались называть фамилии и запретили себя фотографировать. Причину объяснил 41-летний шофер, приехавший на погрузку бумаги в «Монди»: «На наших форумах уже есть масса сообщений о том, что органы начали давление на участников протестов и вообще на всех недовольных водил. Я рисковать не хочу — за мной семья из четырех человек».
Платные километры
– Меня «Платон» «не зацепил», у меня машина весит меньше 12 тонн, – сообщил дальнобойщик Иван (табличка с именем – на лобовом стекле грузовика). – Правда, я все последние годы копил на большегруз.
Теперь придется о нем забыть. «Платон» заставляет нас, перевозчиков, переключаться на малотоннажные машины. Но их для перевозки грузов потребуется гораздо больше, пробки от их присутствия на дорогах увеличатся, да и разрушаться дороги будут точно так же.
– Есть у меня знакомые, которые гоняют по России тяжелые фуры, – продолжает Иван. – Ребята в первую неделю между собой повозмущались, а потом отправились в рейсы. Конечно, пришлось им вступить в ряды «платоновцев». На парковке в Эжве вчера встретил машину из Кирова, обклеенную плакатами: «Я против платных километров!». «Против», но ведь приехал в Сыктывкар на погрузку, значит, согласился платить.
Могут «отрихтовать»…
По мнению водителя больше-грузного «МАНа» Сергея, самый большой удар «Платон» наносит по таким, как он, мелким предпринимателям, владеющим единственным автомобилем.
– Крупным транспортным предприятиям эту нагрузку нести легче, у них обороты многомиллионные, в штате есть люди, которые могут взять на себя работу по оформлению документов. А мне нужно теперь не только везти груз, но и думать, как оплатить дорогу. Я уже неделю не работаю — не успел оформить все, что нужно. Офис «Платона» в Сыктывкаре на улице Первомайской. Принес туда свои данные, меня зарегистрировали. Но надо ещё прибор получить, а приборов пока нет. Конечно, можно поехать и без прибора. Мне сказали, сегодня действуют две системы сбора. Или установить прибор, который будет автоматически списывать деньги за проезд. Или оформить маршрутную карту – ее нужно составить самому и оплатить заранее. За отклонение от этого маршрута штраф — 40 тысяч рублей. Это для меня почти месячный заработок. Я спрашивал: «А если на дороге сломался мост, возникла многочасовая пробка?» Мне сказали коротко: мол, не колышет! Свернешь с установленного маршрута – плати.
При этом братишки-дальнобойщики сообщают: у самого «Платона» постоянные сбои, он то Томск с Омском путает, то Пермь с Сыктывкаром. Систему по-настоящему не тестировали, в то время как в небольшой по сравнению с нами Германии приборы проходили тестирование в течение трех лет.
По словам Сергея, в год он наматывает на колеса своего МАНа от 80 до 100 тысяч километров.
– Если даже по рубль пятьдесят будем платить, это же полтораста тысяч получается! А мне машину ремонтировать надо, топливо постоянно дорожает, – сетует он. – Нас уверяют, что сборы пойдут на улучшение дорог. Хотя сегодня многие федеральные трассы даже не асфальтированы – обычные грунтовки, на которых осенью тонешь по самую кабину.
Об участии водителей Коми в акции дальнобойщиков России Сергей ничего не слышал.
– У нас нет лидеров, которые могли бы что-то организовать, – говорит он. – И потом, большинство ребят уже зарегистрировались — чего после драки кулаками махать?
Кстати, установка приборов «Платона» в машине таит, по словам Сергея, и определенную опасность.
– Отсюда я везу бумагу в Москву, а обратный груз ищу в Рязани, Нижнем Новгороде, – рассказывает он. – Но говорят, для «платоновцев» в России стало небезопасно ездить, между дальнобойшиками вспыхнула настоящая война: у тех, кто зарегистрировался, колеса режут, стекла бьют… Могут и физиономию отрихтовать…
«Байка для бедных»
Сыктывкарец Георгий — владелец пяти большегрузов, товары доставляет по всей России уже более 10 лет.
– Конечно, я сразу все оплатил, что сказали, – говорит он. – Не могу же я остановить перевозки, своих водителей подвести. Но то, что у нас в стране творится, я называю одним словом — обдираловка. Понятно, что «Платон» уже не отменят, его хозяевам надо отбивать миллиарды, которые они вбухали в создание программы, приборов, в обучение людей. При этом хозяев поддерживает правительство, вся наша власть. А водители побастуют и поедут грузы возить. У нас все герои, пока в толпе. А когда начинаются поодиночке разговоры с людьми в погонах, энтузиазм пропадает.
– Но говорят, у дальнобойщиков особое братство.
– Да нет сегодня никакого братства! Буквально на днях моя машина попала в аварию. А наш брат, дальнобой, едет мимо и хоть бы по рации поинтересовался: «Что случилось, братан, не надо ли помочь?» Никто даже не притормаживает.
– Вы верите, что сборы с дальнобойщиков улучшат дороги?
– Все это байки для бедных. У нас не улучшать, а строить все с нуля нужно. В Нижнем Новгороде есть участок дороги, где жуткая колея, а трасса такая узкая, что встречные фуры друг друга царапают. Костромская трасса вообще никогда не ремонтировалась. 200 километров отъезжаешь от Сыктывкара в сторону Великого Устюга – начинается грунтовка, всего-то 20 километров, а строят тут ее 20 лет!
– В России такие понятия, как дисциплина, ответственность есть лишь для обывателей, – считает Георгий. – Чиновники ничего не делают, воруют — и для них практически никаких проблем. А над водителем — полицейские, гаишники, как коршуны вьются. Если даже человек ничего не нарушает, так надо что-то обязательно придумать, чтобы его оштрафовать. С помощью «Платона» теперь вводится еще одно наказание: заранее установленный маршрут, от которого ты не должен отклоняться. Но маршруты у нас постоянно меняются, и не только из-за дорожной обстановки. Бывает, уже во время рейса возникает необходимость свернуть, завезти или, наоборот, забрать товар…
В конечном же итоге, считает Георгий, дорожные сборы войдут в себестоимость перевозок и отразятся на цене товаров. А это значит, «Платон» залезет в карман каждого жителя страны.
Екатерина МАКАРОВА,
Виктор СЕМЕНОВ.