Бывший колымский зэк, ставший первым официальным советским миллионером, главный золотодобытчик страны от времен Сталина и до Ельцина, друг Высоцкого… Это все о нем – Вадиме Туманове.
В середине 80-х годов прошлого века его артель «Печора» гремела на всю страну. В Интинском районе 1200 человек (шоферы, строители, бульдозеристы) добывали золото, строили дороги и жилье, работая по 12 часов в день без выходных. При этом жили они не в палатках или бараках, а в добротных домах, обедали в столовых, где для них готовили повара, выписанные из лучших московских ресторанов, отдыхали в саунах. А главное, зарабатывали за сезон более 10 тысяч рублей. Это казалось сказкой. Несмотря на жесткие условия работы и сухой закон, к Туманову ехали со всего Советского Союза. Люди умоляли взять их в артель…
В общем, «вам и не снилось». В мае 1987-го в газете ЦК КПСС «Социалистическая индустрия» вышла статья как раз с таким заголовком. В ней с упоением громились артель, ее принципы работы и «капиталист» Туманов.
Фартовый
Высоцкий посвятил ему песню «Был побег «на рывок» – наглый, глупый, дневной».
«Где-то виделись будто. Чуть очухался я — прохрипел: «как зовут-то и какая статья?»
Статья у Туманова была страшная — 58-я («шпионаж, террор, антисоветская агитация»). В 1948 году его, 20-летнего штурмана парохода «Урал», отправили в колымские лагеря.
За восемь лет — восемь побегов. После каждого «рывка» вертухаи травили его овчарками и избивали до полусмерти: «Я сначала грубил, а потом перестал. Целый взвод меня бил — аж два раза устал».
В 1956-м заматеревший на Колыме узник вышел на волю. Его даже реабилитировали! Туманов хотел было вернуться на флот, но матросские кубрики напоминали ему тесные тюремные камеры. Поэтому он остался на материке — в «солнечном Магадане», где с 1957 года работал по своей лагерной специальности — золотодобытчиком.
Туманов создал несколько артелей, давших стране аж 500 тонн золота. Верховодил «фартовыми людьми» – авантюристами, бывшими уголовниками, бичами. Его авторитет на Колыме был непререкаем. Там же, кстати, с ним познакомился и будущий первый глава Коми Юрий Спиридонов.
Именно Туманов сподвиг Владимира Высоцского и Леонида Мончинского на книгу «Чёрная свеча», по мотивам которой в 2006 году был снят фильм «Фартовый».
Его считали главным авторитетом на Колыме.
Травля миллионера
В сентябре Туманову исполнилось 88 лет, но его рабочий день по-прежнему расписан по часам, и выкроить время для встречи с журналистами не так-то просто. В первую нашу встречу в Москве интервью не получилось. «Читайте мою книгу, там все написано, – посоветовал Вадим Иванович и снабдил меня помимо этого ксерокопиями статей, написанных Станиславом Говорухиным и Виктором Илюхиным в защиту «Печоры». Но мне хотелось спросить Туманова не только об этом.
– Хорошо, приходите еще раз, – согласился он. – У Высоцкого были слова «задружили» и «раздружили» – вот мы с вами сегодня задружили. В следующий раз с меня – два чая…
И вот наконец наша беседа состоялась.
– Вадим Иванович, перед вами потом извинились за развал артели «Печора»?
– Да вы что! Никто, конечно, не извинился. Нас ненавидели… Вот обо мне часто говорят – «первый миллионер». Да, я, конечно, зарабатывал много, ведь у нас даже рядовые артельщики за сорок лет, где бы мы ни работали, получали больше секретарей обкомов! И секретари сходили с ума от этого. Но после войны стране нужно было золото. Только поэтому нас так долго терпели.
– В разгроме «Печоры» участвовали секретарь ЦК Егор Лигачев и министр цветной металлургии СССР Владимир Дурасов. В Коми их поддержал первый секретарь обкома Владимир Мельников. Юрий Спиридонов, знакомый вам еще по Колыме, не смог тогда вам помочь.
– Юрий не участвовал в этом разгроме. А та статья в газете была одной из страшнейших в истории советской журналистики – полностью лживая! Это была травля не просто Туманова, а всего кооперативного движения. Спиридонов рассказывал мне, что на заседании Политбюро поднялся заместитель председателя Совмина Николая Рыжкова – Геннадий Ведерников: «Страну сейчас вытащит Туманов и его артели. Тормозить кооперативное движение близоруко!» Но на него тут же набросился Егор Лигачев: «Мы что, коммунизм артелями будем строить?!» Ведерникову то выступление не простили – его отправили послом куда-то в Европу.
– Вы дружили со Спиридоновым?
– Я познакомился с ним в 61-м, кажется, году. Он приехал на Колыму после окончания института. Работал начальником участка на прииске «Горный», а я – председателем артели. У нас были хорошие отношения, и когда я через много лет приехал в Коми, мы встретились очень тепло. Он был прекрасным специалистом и интересным во всех отношениях человеком. Мы работали у вас в республике несколько лет, и, пусть это нескромно звучит, работали хорошо. Сделали очень много…
Вообще наша страна, располагая такими богатствами от Ленинграда до Чукотки, должна жить по-другому. Имея 50 тысяч человек в старательных артелях, современную технику, мы могли были сделать Россию ничуть не хуже, чем сейчас выглядит Америка. Увы… Много болтовни, мало дела. Как говорили у нас на Колыме, «все кипит и все холодное». Это подходит и к вашей республике, и к общей ситуации в стране..
– Вы следите за тем, что сегодня происходит в Коми? Аресты, новые назначения. Я знаю, что вас знакомили с Вячеславом Гайзером.
– Я с ним встречался два раза, он произвел на меня достаточно хорошее впечатление. Разговаривал о нем и с другими… Не всему верю, что пишут, наде-юсь, следствие разберется. Во всяком случае, я не замечал в Коми тех деяний, о которых сейчас говорят. Вспоминаю и знаю многих ваших прекрасных специалистов. Вообще о Коми у меня хорошие воспоминания. Кроме разгрома «Печоры», конечно. Это был самый страшный период в моей жизни.
– С кем из Коми вы поддерживаете отношения?
– Геологи у меня бывают.
– Николай Герасимов вновь вернулся на пост министра промышленности республики.
– Да, передавайте ему привет. Это очень хороший человек и специалист. Как и Александр Боровинских.
70-е годы. В. Туманов и В. Высоцкий.
Золото манит нас
– Вы добывали золото на территории, которая сегодня входит в Национальный парк «Югыд ва». И вот уже долгие годы идет борьба экологов и промышленников за то, чтобы вновь вывести северный участок парка за его границы. Что вы думаете по этому поводу?
– Я бы мог много говорить, но не хочу. Устал кричать в пустоту!..
– А нужно ли нам вообще золото? 21 век на дворе, новые технологии.
– Когда начнется борьба между такими странами, как Америка и Китай, золото будет играть очень большую роль. Даже не сомневайтесь!
«Умом Россию не понять..»
– Почему, на ваш взгляд, в нашей стране постоянно душится всякая инициатива?
– В России, как и везде, много очень умных, талантливых людей. Но так получалось, что мы все время начинали не с того, что нужно.
Человек, когда рождается, он хочет кушать, у него должна быть обязательно крыша над головой, чтобы дождь не замочил, и еще нужна тропинка – дорога. Вот с этого и нужно начинать: жилье и дорога. У нас все строительные материалы под ногами: газ, нефть, уголь. А мы при этом так отстали, что выглядим жалко.
Я когда слышу, что собирают деньги на лечение какому-нибудь Ване, Пете или Ниночке, чтобы отправить их за границу, мне стыдно и плакать хочется. Что же сделали с этой страной и с этим народом?! Когда в стране футболистов больше чем комбайнеров – это страшно. И когда один футболист получает больше, чем целый институт ученых…
Мы многое делали не так, но у нашего президента еще есть возможность, пусть с опозданием, что-то сделать за эти годы… Сейчас у него десятый дан по дзюдо?
– Вроде бы – восьмой…
– Вот если поднимет эту страну за 4-5 лет, пусть ему сразу присвоят какой-нибудь «сотый» дан.
Беседовала Елена ШЕЛЕСТ.