Где спрятаны главные драгоценности Коми?

В «Трибуну» обратился один из наших читателей с сенсационной новостью: Коми потеряла одно из своих уникальных сокровищ –драгоценный герб, созданный ювелирами в конце 90-х годов прошлого века по заказу горно-геологической корпорации «Терра-2».

gerb(2) копия— Куда же он делся? — спросили мы у автора поразительного сообщения.
— Ищите! Не исключено, что пропажа связана с деятельностью арестованных руководителей республики. Но по моим данным, драгоценность давно хранится в сокровищнице чеченского лидера Рамзана Кадырова…

Алмазы чистой воды

Любители сильных образов часто называют республику «драгоценной кладовой Севера».
Но при этом в «кладовой» сегодня есть лишь один экспонат, который можно реально положить на ладонь и ощутить себя индийским махараджей. В свое время мне довелось испытать это ощущение в гостях у геологов «Терры-2».
Руководитель предприятия Вадим Дудар показал мне массивную золотую пластину в виде геральдического щита на подставке. На лицевой стороне щита, на красном эмалевом фоне, раскинул крылья сокол, инкрустированный, казалось, брызгами живого огня.
На украшение герба, пояснил Вадим Афанасьевич, пошло 150 алмазов, добытых «Террой-2» на месторождении Ичет-ю. Причем все алмазы — поразительной чистоты.
Ичет-ю — россыпь. Алмазы из разрушенных кимберлитовых трубок сюда принесли древние реки. Вода, перенося минералы, стирает в песок не только гранит и кварц. Разрушаются в пути даже алмазы. Вот почему в россыпях находят самые прочные, выдержавшие «дорогу» образцы, лишенные посторонних включений.

Была такая партия

В 90-е годы «Терра-2» была одним из «осколков» Ухтинской геологоразведочной экспедиции, которая вела поиск твердых полезных ископаемых, в том числе золота и алмазов.
Самые значительные находки алмазов были сделаны в полиминеральной россыпи Ичет-ю в Усть-Цилемском районе. В этой россыпи алмазы «живут» по соседству с золотом и платиной, редкоземельными металлами.
После банкротства Ухтинской экспедиции партия Дудара пыталась самостоятельно продолжить поиск золота и алмазов на Тимане. Коллективу тогда удалось создать геологическое предприятие «Терра-2».
Его руководители были уверены, что им удастся найти в Коми не только россыпные, но и коренные залежи самого твердого минерала на планете. Оставалось только вселить эту уверенность в руководителей республики.
Чтобы обратить внимание властей республики на ослепительные перспективы, которые могли дать открытия кимберлитовых трубок, содержащих алмазы, руководители «Терры-2» вознамерились показать товар лицом.
— Мы решили создать из найденного золота и алмазов герб республики, — вспоминает один из тогдашних руководителей «Терры-2» Владислав Шеметько. — Конечно, понимали, какую ответственность берем на себя — ведь речь идет о государственном символе, тем более что государственность Коми тогда не была пустым звуком. Поэтому разработать эскиз мы попросили старых мастеров, участвовавших в создании высшей награды Великой Отечественной — ордена Победы. Так что этот герб дорог не только золотом и бриллиантами, он имеет и высокую художественную ценность. Изготовили драгоценность мастера ЗАО «Ювелиринторг». На герб ушло 330 граммов золота и около полутора сотен бриллиантов.

Переходящая «птичка»

Однако сияющий символ не спас «Терру-2» от экономического уничтожения, которое было вызвано, по мнению В. Шеметько, не только реальными экономическими условиями, но и давлением рейдеров.
Драгоценная реликвия начала менять своих хозяев. На несколько лет герб перешел в собственность муниципалитета Ухты. Ухтинские власти выступили гарантом по кредиту, который взяли геологи и не смогли вовремя расплатиться. Платить по кредиту пришлось муниципалитету, который в качестве компенсации и забрал у геологов герб.
Какое-то время «золотая птичка» хранилась в закромах «Ухтабанка». При этом ухтинские депутаты несколько раз предлагали правительству Коми принять герб в собственность республики. Естественно, не просто так, а в обмен на погашение некоторых долгов муниципалитета перед республиканским бюджетом. Однако «сделка» несколько раз срывалась. Стороны никак не могли сойтись в цене драгоценности.
В 2002 году ухтинские власти провели оценку изделия. Эксперты оценили герб в 8,5 миллиона рублей. Рубль тогда был намного полновеснее сегодняшнего — ведь за доллар давали по 30 рублей, а не по 60 с хвостиком. Республиканские власти соглашались принять «птичку». Но без учета художественной ценности изделия, а лишь по весу золота и бриллиантов, которые пошли на изготовление. Сумма получалась вдвое меньше.
Споры продолжались до 2011 года, когда муниципалитет (им в тот момент руководил Олег Казарцев) принял решение о передаче реликвии в собственность республики: драгоценность была перевезена из банковской ячейки Ухты в столицу Коми.
А вскоре ее смогли увидеть посетители Национального музея Коми — газеты писали о том, что «птичку» в качестве экспоната музею передал тогдашний глава РК Вячеслав Гайзер.

Доживем — увидим

Наш читатель не ошибся — реликвии сегодня нет в экспозиции музея. Корреспонденты «Трибуны» смогли убедиться в этом собственными глазами.
Но как оказалось, во всем остальном тревоги по поводу символа Коми сильно преувеличены. Заместитель директора музея по научной работе Светлана Бандура сообщила:
— Драгоценный герб хранится в собрании нашего музея. До недавнего времени его выставляли в качестве экспоната в отделе истории нашего музея на выставке, посвященной государственным символам России и республики. Но в этом году там размещена выставка, посвященная 70-летию Победы. Думаю, к 100-летию республики герб вновь появится в экспозиции.

29 копия

Держи, Рамзан!

Громкий арест верхушки региона породил волну слухов о том, что в республике «все украдено». В том числе и драгоценный герб Коми, который якобы попал в руки президента Чечни Рамзана Кадырова. Причем слухи эти, видимо, основывались на официальных сообщениях в прессе семилетней давности.
В апреле 2008 года многие федеральные СМИ, а также правительственная газета «Республика» сообщили буквально следующее: «Во время визита в Чеченскую республику делегации из Коми глава РК Владимир Торлопов и президент Чечни Рамзан Кадыров обменялись подарками. В. Торлопов преподнес Р. Кадырову чашу, изготовленную из капа, и герб республики, инкрустированный золотом и бриллиантами, добытыми на территории Коми».
Можно ни на карат не сомневаться, что речь шла именно о гербе, изготовленном «Террой». Ведь практически все бриллианты, добытые в Коми, были использованы при его изготовлении. Больше никто и нигде в Коми алмазов не добывал, на второй герб их бы явно не хватило.
— Откуда же взялся второй герб? — задали мы вопрос бывшему главе РК, а ныне члену Совета Федерации Владимиру Торлопову.
— Журналисты тут очень сильно преувеличили. Речь идет о значке, копирующем герб. Эти значки были в свое время изготовлены по заказу моего предшественника Юрия Алексеевича Спиридонова и использовались для подарков. Часть значков была с позолотой и, видимо, какими-то вставками. Такой значок я подарил и Рамзану Ахматовичу.

Владимир ОВЧИННИКОВ.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники