Тихие ужасы Мутного Материка

Спустя много лет решила съездить на свою малую родину, в село Мутный Материк (Усинский район). Часто ездить туда уже не могу — я давно на пенсии. Но встреча с родным селом и близкими людьми меня не только не порадовала, а весьма огорчила.

Мутный материк2
В этом селе жизнь трудна, а любая смерть превращается в кошмар для родственников.

В «пригород» — на вертолете

«Не знаю, какой умник додумался, но теперь Мутный Материк стал пригородом Усинска (делают это в целях экономии, сокращая людей в сельской администрации). Мутный нынче входит в городской округ «Усинск». С той лишь разницей, что до него от Усинска «всего» 280 километров.
Дороги постоянного действия к нашему «пригороду» нет, поэтому добираться надо летом по реке, в межсезонье – на вертолете. Зимой — по зимнику. Хорош «пригород»! «Прогулка» до райцентра займет много времени и отнимет уйму денег.
Я добиралась на лодке. Испытала, прямо скажу, не лучшие чувства, особенно когда на Печоре была большая волна. Билет в одну сторону стоит 1500 рублей. По течению плыть 3 часа, против — 7-8, в лодке помещаются 12 человек, но случается, что загружают и больше. Что поделать, если людям остро необходимо в город?
А теперь такая необходимость есть постоянно!
Когда-то здесь был совхоз, хорошая больница с родильным отделением, школа-интернат. Но теперь остались «рожки да ножки». Работы у людей нет, больницу в «целях оптимизации» закрыли — осталась лишь амбулатория.
Что ни случись, за любой справкой-бумажкой надо в Усинск. Анализы сдать — в Усинск, расписаться — тоже. Да мало ли еще по какой надобности!
Моей пожилой сестре 81 год. Как такому человеку добираться в больницу Усинска? А ведь пришлось.

Живые и мертвые

Чья-то смерть в Мутном Материке — это не только горе. А еще и унизительные хлопоты. Покойника надо везти на вскрытие все в тот же Усинск, а потом — обратно. Иначе не получишь свидетельство о смерти. В лодку в таком случае посторонние, конечно, не садятся. Да и не каждый владелец лодки согласится «транспортировать тело». Поэтому «билет для покойника» влетает в копеечку.
Кого-то из своих знакомых я уже не увижу никогда. Они умерли, но цинизм ситуации заключается в том, что до сих пор эти люди числятся в списке живых. Родственники не возили их на вскрытие, у безработных на это попросту нет денег. Похоронили тело — и все. Соответственно, и «гробовых» без свидетельства о смерти они не получили. Нет тела — нет дела.
Люди с трудом сводят концы с концами, в магазинах все очень дорого, ведь доставка туда продуктов обходится в копеечку!
Как при этом родители умудряются покупать детям овощи и фрукты — загадка. А ведь эта богатейшая земля много лет кормила оленеводов, охотников, рыбаков. Она и сейчас благодаря запасам углеводов богатейшая, и Усинский район — донор для республики. Почему же коренные жители на ней живут так плохо?

Ольга ХОМЕНКО,
г. Сыктывкар.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники