В ижемской глубинке это самый больной вопрос

Более сотни жителей Чаркабожа — самой отдаленной деревни Ижемского района — остались без медицинской помощи.

1419328796_5749-fbpostЕще в сентябре местный медработник вышла в декретный отпуск. Но ни руководство районной больницы, ни власти поселения заранее не позаботились, чтобы на время распутицы сельчан не оставить без медика.
Между тем в деревне более десяти дошколят, из них двое новорожденных, а ветеранов, которые нуждаются в каждодневном медицинском обслуживании, насчитывается свыше трех десятков.

Несчастные старики

— Мой 73-летний отец без медпомощи начал на глазах «таять», — бьет тревогу местный житель Анисим Сметанин. — Когда медсестра делала уколы, состояние было стабильное. Чтобы попасть на прием хотя бы к фельдшеру, необходимо преодолеть 14 километров по зимнику, именно на таком расстоянии находится ближайший ФАП в селе Кипиево. До райбольницы — около 200 километров. А когда еще зимник установится?
— Что делать в случае экстренной ситуации, ведь от болезни никто не застрахован? — задает риторический вопрос Любовь Ануфриева, дочь 90-летней жительницы, участницы войны Марии Кызъюровой. — В августе маму из Сосногорска перевезли в родную деревню, так пожелала сама — весь остаток жизни провести в Чаркабоже. Но тут столкнулись с проблемой медобслуживания. Запасы медикаментов из местного ФАПа разобрали еще до распутицы.

Тише, Танечка, не плачь…

— Моему самому младшему всего три месяца, в таком возрасте ребенка нужно регулярно осматривать, делать прививки, взвешивать… — сетует 21-летняя мама троих детей Марина Сметанина. — В нашем медучреждении часто не хватает медикаментов для детей. Как только зимник установится, ребенка надо будет свозить к фельдшеру в Кипиево на прививку. Дорога — одни мытарства. И холодно, и трясет, и затраты на бензин.
— В деревню к нам не приезжает и бригада узких специалистов-врачей, которые после установки зимника, в январе-феврале, проводят выездные осмотры населения припечорского куста. В прошлые годы приезжали лишь в Кипиево, нам же пришлось ехать туда.
За чаркабожцами медики отправляли машину скорой помощи. Как добирались жители — отдельная история. В машину втиснулись кое-как, кому сидячих мест не хватило, устроились на ящиках. Людей на плохой дороге так трясло, что каждый сидел с санитарным пакетом в руке.

Сам себе режиссер

Недавно избранный депутат райсовета от поселения «Кипиево» Елизавета Рочева, она же опытный фельдшер, всерьез обеспокоена сложившейся ситуацией:
— Кипиево с населением 900 человек обслуживают два фельдшера. При необходимости к нам обращаются и чаркабожцы. В прошлые годы были случаи, что больных из Чаркабожа пришлось доставлять санавиацией. В местном ФАПе в отдаленной деревне сейчас осталась лишь санитарка, которая не только содержит в порядке сам пункт, но и выдает лекарства. Если отдаленная территория не манит молодых специалистов, то руководству больницы нужно было на время отсутствия постоянного медработника хотя бы привлечь бывшего фельдшера со стажем Татьяну Филиппову, которая проживает как раз в Чаркабоже.
То, что жители отдаленной деревни на время распутицы остались совсем без медпомощи, признает и главный врач ГБУЗ РК «Ижемская ЦРБ» Юлия Федотова. Как отметила руководитель райбольницы, медработник Чаркабожа из декретного отпуска выйдет сразу после Нового года. Пока с ноября, с установлением транспортного сообщения, в Чаркабоже раз в неделю население будет принимать фельдшер из Кипиева. Транспортные расходы медработнику будет компенсировать больница.

Помогите, доктор!

Медицинским обслуживанием недовольны и жители зареченских сел района. Как уже сообщалось в «Трибуне», на время распутицы около пяти тысяч жителей остались без доктора, закрылся и дневной стационар. В рабочее время население принимают молодой фельдшер и медсестра.
— Медицина стала недоступной, — говорит председатель Совета ветеранов села Мохча Людмила Филиппова. — Если в Бакуре и Сизябске есть ФАПы, то более тысячи мохчинцев и того лишены. В Мохче никогда не было специального здания для ФАПа. Многие годы медпункт размещался на первом этаже купеческого дома. Потом занимал две комнаты в бывшем здании колхозной конторы. Бывало, там проводил прием больных и участковый терапевт. Но в 2008 году медпункт и вовсе закрыли. С тех пор, чтобы попасть к ближайшему медику, мохчинцам нужно преодолеть около пяти километров.
По мнению зареченцев, при нынешней осенней распутице многотысячное население осталось без медика только при попустительстве главврача. Всего-то нужно было запланировать отпуск врача Мохчинской амбулатории в другое время, но не в распутицу, когда и в райцентр не попадешь! Как считают сами жители, только после многочисленных звонков к руководству райбольницы последовала реакция. Взрослому и детскому населению заречья оказывать экстренную медицинскую помощь будут медсестры в вечернее и ночное время, а также в выходные дни ( круглосуточно).

«Шоковая терапия»

Как заверила Юлия Федотова, в Мохче строить здание ФАПа не намерены. На 2018-2020 годы запланировано строительство современной амбулатории в центре села Мохча, которая будет обслуживать также все зареченские села.
Отметим, на этой неделе жителей республики потрясла новость: со следующего года система здравоохранения переходит на подушевой принцип финансирования. Это значит, что учреждения, обслуживающие небольшое число людей, не смогут заработать средства на собственное содержание и как «неэффективные» самоликвидируются (оптимизируются, упразднятся, перепрофилируются). С 2015 по 2017 годы в республике запланировано «оптимизировать» целых 23 медорганизации. От оптимизации, «прореживания» больничных коек медицина не станет ни доступнее, ни качественнее. Это с особой болью чувствуют на себе люди на отдаленных территориях.
К примеру, почти две тысячи жителей бездорожных ижемских поселков Том, Кой-ю и деревни Картаель по-настоящему почувствовали на себе «оптимизацию» еще в 2013 году, когда закрыли круглосуточное стационарное отделение Картаельской участковой больницы.

Наталья КОЛОДИНОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники