На этой неделе закрылась речная навигация. Теперь добраться до «большой земли» из труднодоступных припечорских сел Ижемского района можно лишь на вертолете.
Но, как утверждают жители села Кипиево, попасть на борт «вертушки» — все равно, что выиграть в лотерею. Сельчане записываются за месяц вперед. К тому же, по сравнению с прошлым сезоном, билеты подорожали: полет из Кипиева до райцентра обойдется в 1245 рублей.
Вплоть до драки
— Чтобы выехать из Кипиево, я записывалась на вертолет за неделю, — говорит пассажирка Людмила Дуркина. — Но мне еще повезло — это был первый рейс, и желающих набралось немного. Ведь до последнего, пока река позволяла, сельчане добирались водным транспортом.
— Пассажиров записываем уже на декабрь, — рассказала «Трибуне» Ирина Филиппова, жена Николая, диспетчера вертолетной площадки в селе Кипиево. — Помогая супругу, я на общественных началах занимаю место за кассой, продаю билеты, взвешиваю багаж, выпускаю пассажиров на вертолетную площадку, веду запись на последующие рейсы. Муж работает диспетчером по договору, только в сезон, денежное жалованье — меньше шести тысяч. В остальное время — безработный. А двоих детей надо поднять, выучить…
Вертолет выполняет рейсы три дня в неделю из Усть-Цильмы и Печоры до райцентра. Но настоящая головоломка — распределение мест. Иногда прилетает 22-местный вертолет, иногда 16-местный. Причем на борту уже есть пассажиры, а надо взять людей еще из трех населенных пунктов. Бывает, удается отправить из Кипиева лишь одного пассажира.
Случаются и непредвиденные ситуации: скажем, надо срочно отправить тяжелобольного или кто-то спешит на похороны. В результате приходится отодвигать очередников. На этой почве возникают скандалы, доходило и до драки.
Пол проваливается
Здание аэропорта в Кипиево — в ужасающем состоянии.
— Не ровен час — пол вместе с печкой провалится, — продолжает Ирина Кимовна. — Здание ветхое, построено еще в советское время. Как можем, так и содержим его своими силами и на свои деньги: где-то подлатаем, покрасим… Сами и дрова заготавливаем. Но все равно здесь очень холодно. В прошлые годы жители села скидывались на приобретение электрокалорифера для здания аэровокзала. Однако глава поселения посчитал, что обогреватель нужнее для школы, и… отобрал его. Чтобы совсем не замерзнуть, каждый раз несу обогреватель из дома.
По инициативе депутатов поселения, в этом году кипиевцы снова скидывались по 300 рублей с хозяйства. На собранные 28 тысяч рублей приобрели металлосайдинг для обивки крыши. Но по словам Ирины Филипповой, сначала нужно было отремонтировать пол. Тем более что на дворе уже зима — крышу не покроешь.
Избушка на курьих ножках
Плачевная ситуация и в здании на вертолетной площадке в поселении «Няшабож». На окраине села, в поле, сиротливо стоит почерневшая не обшитая избушка с печкой-«буржуйкой». В межсезонье в этой будке многолюдно — пассажиры ждут вертолета.
— Я 22 года работаю в этом здании, — говорит Зинаида Крохина, диспетчер вертолетной площадки села Няшабож. — Зданию лет сорок уже, покосившиеся стены изъедены грибком. Постройка давно сгнила, ее продувает. Все окна изнутри обиты досками, стены обшарпаны. Ни окон, ни нормальных дверей…
Своими силами
А вот жители села Брыкаланск еще два года назад провели капитальный ремонт в помещении «аэровокзала». По словам диспетчера Ольги Терентьевой, сегодня здесь тепло и уютно.
С каждого хозяйства в Брыкаланске собрали по 200 рублей. Сначала разобрали стену, кирпичную печь, заменили фундамент, внутри помещение обшили фанерой, снаружи – вагонкой, пол покрыли линолеумом, установили двойные окна. А сам вокзал оградили сеткой.
Брыкаланцы трудились бесплатно, ремонтные работы проводили во время субботников и воскресников. Расходы на электричество (свет и калорифер) оплачивает бюджет поселения, дровами обеспечивает «частный инвестор» — супруг Ольги Васильевны.
Полеты во сне и наяву
Своими силами поддерживает здание Ижемского аэропорта и легендарный начальник вертолетной площадки Сергей Сотников (тот самый, благодаря которому в 2011 году в Ижме удалось посадить аварийный самолет ТУ-154).
— Последние годы все меньше надежды остается, что ижемцы снова смогут пользоваться авиатранспортом, летать как в советское время, — с досадой отмечает Сергей Михайлович. — Чтобы привести аэропортный комплекс в рабочее состояние, нужно около 50 миллионов рублей, ведь верхний слой взлетной полосы сильно разрушен. Пять аэропортов Коми хотели возродить для возобновления авиарейсов, в число которых была включена и Ижма. Но мы-то как раз и «пролетели»…
Наталья КОЛОДИНОВА.