7 октября в мире традиционно отмечают День действий за достойный труд. Профсоюзы, в том числе и в Коми, в этот день проводят акции, требуя достойных условий труда и соответствующей оплаты, выступая против роста тарифов, сокращения рабочих мест и закрытия предприятий. Профсоюзы давно и последовательно борются за то, чтобы МРОТ (минимальный размер оплаты труда) сравнялся с прожиточным минимумом.
Л. Ляшенкова: «Мы будем добиваться повышения МРОТа
в Коми до величины прожиточного минимума».
Половина от минимума
— А что предпринимает ФПРК в этом направлении? — спросила «Трибуна» у председателя федерации Людмилы Ляшенковой. — В условиях, когда экономическая ситуация ухудшается, действуют санкции. Это особенно важно.
— В конце месяца на РТК мы должны подписать Соглашение о минимальном размере оплаты труда в РК. Но Президиум Совета ФПРК, состоявшийся 17 сентября, отклонил предложенный вариант Соглашения, уже согласованный рабочей группой с Минтру-дом Коми. Статья 133 Трудового кодекса «Установление минимального размера оплаты труда» гласит: «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения». Мы много лет соглашались с Правительством РК, «входили в положение», но пришла пора соблюдать закон.
Прожиточный минимум в каждом регионе свой, он индексируется поквартально. В Коми он был установлен на 1 квартал в размере 11525 рублей и не индексировался. При этом цены и тарифы безбожно росли. Между тем правительство республики предлагает с 1 января 2016 года установить МРОТ в размере 7000 рублей, с 1 сентября – в размере 7200. То есть он будет обеспечивать человека в полтора-два раза ниже минимума.
В Соглашении должна стоять цифра, соответствующая величине прожиточного минимума трудоспособного населения в РК. Эту цифру мы и будем отстаивать.
— Людмила Ивановна, в почте редакции немало писем и вопросов от жителей глубинки, тех, кто как раз получает «ниже минимума». Санитарки и уборщицы, низкооплачиваемые бюджетники судятся за свои права, но, даже и выиграв суд, зачастую не могут получить денег либо попадают в опалу, оказываются уволенными.
— С позиции правительства получается, что денег взять негде. Например, у бюджетников их берут из стимулирующего фонда учителей (или врачей) и добавляют уборщицам. Таким образом перекладывают деньги из одного кармана в другой, восстанавливая права одних, но ущемляя других.
А предпринимателям и вовсе не выгоден высокий МРОТ, им удобно платить налоги с «минималки», а остальное — «серая зарплата».
«Оптимизацию расходов» руководители некоторых учреждений проводят за счет низкооплачиваемых категорий работников. Скажем, медучреждение или дом престарелых: директор имеет очень большую зарплату и трех-четырех замов, при этом санитарок переводит на должность уборщиц.
— Прошел год с момента принятия прошлогодней резолюции. Насколько она выполнена?
— Увы, по большей части не выполнена. Мы обращались в Министерство труда РФ, в правительство Коми, но оттуда в ответ получали отписки. Там нет никакой конкретики. Основная и давнишняя наша проблема в том, что МРОТ остается на федеральном уровне 6695 рублей, в нем не заложен северный коэффициент, таким образом мы, северяне, «по умолчанию» его теряем.
«Системные меры»
— В сентябре правительство РФ планирует утвердить проект госбюджета на 2016 год и передать его в Госдуму. Какие у ФПРК замечания к готовящемуся документу?
— Самые серьезные. Предложения Минфина фактически нарушают законодательство, поскольку индексация социальных выплат, пособий, пенсий предлагается на уровне 5,5%, то есть не на уровень инфляции, как положено по закону. Индексация же оплаты труда госслужащих и военнослужащих в 2016 году вообще не предусмотрена. МРОТ Минфин намерен повысить, но только с 1 октября до 6380 рублей (на 7%), при этом одновременно на обсуждении находится законопроект, подготовленный Минтрудом, который предлагает повысить МРОТ с 1 января 2016 года до 6675 рублей!
(Хочу подчеркнуть, что профсоюзы защищают не только низкооплачиваемых санитарок или бюджетников, но и всех в равной мере, чьи трудовые права нарушены, в том числе и госслужащих.)
Фактически предлагается ревизия методики расчета выполнения майских Указов президента РФ. Например, занижаются ключевые показатели выполнения этих Указов с точки зрения зарплаты бюджетников.
Однако больше всего возмущает предложение «принять системные меры по стабилизации ситуации во внебюджетных государственных фондах».
Работаем от нужды
— Сегодня звучат предложения о том, чтобы не платить пенсию работающим пенсионерам. Так, прозвучало предложение о приостановке выплат пенсий работающим пенсионерам, зарабатывающим более 1 млн рублей в год. Какова на этот счет позиция ФПРК?
— Ясно, что предлагаемые меры направлены якобы на сбалансирование бюджета Пенсионного фонда. Экономия получается не слишком большая, ведь тех, чья зарплата составляет более 1 млн рублей в год, около 220 тыс. пенсионеров или 0,5% от общей численности. Ранее Минфин уже предлагал перестать выплачивать пенсии тем работающим пенсионерам, чей доход превышает 2,5 прожиточных минимума пенсионера, то есть 15,9 тыс. рублей в месяц. При этом Минфин категорически отказывается рассматривать вопрос повышения зарплат и введения прогрессивного налога на доходы физических лиц.
Сэкономленные при этом деньги вряд ли пойдут на увеличение пенсий другим пенсионерам. Индивидуальный расчет размера пенсий слабо связан с наполнением бюджета Пенсионного фонда за счет страховых взносов. Эта экономия будет достаточно эфемерной, так как прекращение выплаты пенсии по действующему законодательству повлечет рост обязательств перед ними, впоследствии эти деньги надо будет пенсионерам вернуть.
Данная мера должна или касаться всех без исключения работающих пенсионеров, что будет соответствовать общей теории социального страхования (пенсия — пособие при утрате регулярного трудового дохода), или не касаться никого, потому что иначе это предложение явно противоречит конституционным правам, ставит людей в неравное положение.
С нищего — рубаху
— Людмила Ивановна, недавно со стороны правительства прозвучала идея повышения пенсионного возраста. В условиях кризиса многие уже не сомневаются, что ее скоро осуществят…
— Эффект от повышения пенсионного возраста не проявится немедленно — для этого потребуется 5, 10 или даже 15 лет. К тому моменту кризис, как нам
обещает правительство, уже завершится, и острой необходимости в этом не будет. Проблема повышения пенсионного возраста является серьезной задачей, требующей тщательной проработки и непременно должна быть увязана с реальной продолжительностью жизни людей в нашей стране. Оценка здоровья населения и средняя продолжительность его жизни после вступления в трудовые отношения также не дают основания для увеличения пенсионного возраста.
У нас в стране, по некоторым данным, сегодня 22 миллиона бедняков, а в перспективе — 1,5 триллиона «экономии» на медицине, образовании, социальных выплатах, издевательски низкая индексация пенсий и т.д. По сути дела нас грабят! С нищего снимают последнюю рубаху…
На селе закрываются школы и ФАПы, а «бесплатная медицина» становится недоступной либо превращается в платную и весьма дорогостоящую.
Повышение пенсионного возраста должно быть тесно увязано с процессами реформирования системы здравоохранения и системы контроля условий труда. Только после получения устойчивого тренда повышения продолжительности жизни и уровня здоровья работающего населения можно на серьезном уровне обсуждать подобные вопросы. (А сегодня из так называемого «открытого правительства» звучат предложения по ликвидации Трудовой инспекции). Сейчас наши пенсионеры работают не потому, что хотят много заработать и имеют хорошее здоровье, а потому, что их заставляют нужда, слишком маленькая пенсия.
Кстати, среди «возможны мер» также называются введение обязательного взноса с работников на пенсионное страхование (помимо того, что платит работодатель); отказ от оплаты одного или двух дней больничных; сокращение госпрограммы оказания бесплатной медицинской помощи и другие.
— В кризис, когда из наших карманов исчезают последние деньги, профсоюзы должны активнее защищать работников. Я знаю, что сейчас в районах республики восстанавливается деятельность координационных советов профсоюзных организаций.
— Да, это необходимо. В трехсторонних муниципальных комиссиях профсоюзы сегодня нелегитимны. Представителя со стороны профсоюзов в эти трехсторонние комиссии избирает координационный совет. Мы хотим, чтобы наши представители в них не просто присутствовали, а могли бы законно отстаивать права работников в своих районах.
Беседовал Виктор СЕМЕНОВ.