Не пора ли превратить сельские интернаты в доходные дома?

В прошлом номере «Трибуна» опубликовала материал «Школы нету? Гони монету!» о семье метеорологов из отдаленного поселка Усть-Щугер. В этом поселке давно уже нет школы, а потому дети вынуждены учиться в Вуктыле и жить там же в интернате.

IMG_7849
Напомним, накануне Дня знаний вуктыльские власти сообщили Елене Алтуховой о том, что с нового учебного года ее дети лишаются права бесплатного проживания в интернате. Теперь за вынужденное нахождение их здесь матери придется отдавать большую часть скромной зарплаты техника метеостанции. Плата за интернат — около 13 тысяч рублей за двоих.
Как объяснили «Трибуне» чиновники Вуктыльской администрации, решение это законное, вызвано оно экономическими трудностями, согласовано со всеми надзирающими органами.
В общем, решение окончательное и обсуждению не подлежит.

Вуктыльское «ноу-хау»

А вдруг чиновники и в других районах Коми воспримут эту инициативу вуктыльских властей как руководство к действию? Ведь это же «золотое дно» — на интернатских детях можно заработать кучу денег!
Мало того, что из-за плохих дорог, из-за огромных расстояний многие жители поселков, деревень Усть-Цилемского, Удорского, Ижемского районов вынуждены отдавать детей на время учебы в интернаты. Так ведь еще и продолжается оптимизация сельского образования — закрываются малокомплектные школы. Где-то после закрытия школ детей возят учиться в соседнее село на автобусах. Но в распутицу, во время наводнений так или иначе ребятишки все равно временно оказываются в интернатах. А если и с них начнут плату брать? Это же как местные бюджеты пополнятся! Знай закрывай школы и открывай интернаты, превращая их в доходные дома.

Приезжайте, мы поможем

Реакция на это нововведение простых граждан — резко отрицательная. Большинство читателей, звонивших в «Трибуну» на этой неделе, выражали бурное негодование по поводу инициативы вуктыльских властей.
Позвонили нам и те, кто готов помочь семье Алтуховых. В частности, сотрудники Кажымского санатория, что в Койгородском районе, рассказали, что собрали специальную планерку и на ней решили — необходимо помочь детям Алтуховых.
— Мы готовы взять на учебу в Кажим младшего мальчика из семьи Алтуховых, — сообщил «Трибуне» главврач санатория Константин Мелехин. — Бесплатно — на весь учебный год. Единственный перерыв – новогодние каникулы (санаторий в это время не работает). Старшего парня мы бы тоже взяли, но в санатории есть только начальные классы.
Константин Мелехин рассказал, что в Кажымском санатории учатся и лечатся дети со всей республики. Обычно санаторно-курортное лечение они получают в течение месяца. Однако по решению руководства санатория детей могут оставить здесь и на весь учебный год. Условия проживания в санатории очень хорошие, сообщил главврач. Есть учебная комната, в трех блоках расположены двух- и трехместные номера. Дети находятся на полном гособеспечении.
Мы сообщили об этом предложении Алтуховым. Елена Николаевна выразила огромную благодарность Константину Мелехину и всем педагогам:
— Мои дети однажды уже были в Кажымском санатории. Но братья не хотят разлучаться. Да и нам будет очень сложно навещать их, поскольку из-за бездорожья даже в Вуктыл из Усть-Щугера добраться сложно. А в Кажим мы и вовсе не сможем приезжать. Так что придется платить за возможность хоть изредка видеть детей…

Хоть пешком иди

Однако, как нам удалось выяснить, нововведение вуктыльских чиновников ударило не только по семье Алтуховых. С той же проблемой столкнулись родители и дети в селе Лемтыбож.
— Школы у нас тоже нет, — рассказывает жительница села Галина Бабикова. — Мой сын учится в Вуктыле. Услугами интерната мы до этого года не пользовались, поскольку школьников из Лемтыбожа возили в школу на микроавтобусе. Дорога до райцентра у нас неплохая, ехать по ней всего 30-40 минут. Но в этом году, в конце августа, нас поставили перед фактом: детей возить больше не будут. Говорят — нерентабельно!
Галина Ивановна воспитывает сына одна, три года назад она потеряла мужа. Сын ходит в 6 класс.
— Из-за отмены автобуса мне пришлось определить сына в интернат, — продолжает Г. Бабикова. — Но интернат сделали платным. Деньги, как мне объяснили, берут за питание (около 10 тысяч рублей в месяц), за услуги связи и на моющие средства. Мне лично непонятно, какие еще услуги связи? Сын-школьник ею не пользуется. А на 700 рублей в месяц, которые с нас требуют якобы на моющие средства, можно не одного школьника, а взвод солдат помыть! Я ведь по профессии бухгалтер, деньги считать умею. Для меня очевидно — все эти расчеты сделаны вилами по воде.

Мальчики — налево, девочки — направо

В еще худшем положении оказалась жительница Лемтыбожа Елена Бабикова, которая работает старшим госинспектором в Национальном парке «Югыд ва». Ее дочь в этом году пошла учиться в девятый класс Вуктыльской школы.
Восемь классов девочка закончила в Воронежской области, где жила у дедушки и бабушки.
— Зачем же вы увезли ее оттуда? — спрашиваю Елену Ивановну.
— Хотелось, чтобы дочь была поближе, — расстраивается Елена Ивановна. — Я ведь знала, что автобус возит школьников. И до сих пор не могу понять — как можно было отменять транспортное сообщение с селом? Это же государственная программа — если нет школы на месте,
возить детей на занятия. Но нас возили всего одну неделю…
Елена Ивановна не может устроить дочь даже в интернат, пусть и за плату. Девочку сюда не берут, поскольку в интернате можно обеспечить лишь раздельное проживание (либо одни девочки, либо только мальчики).
Пока в Приуралье еще тепло, Бабикова возит дочь на занятия на своем стареньком авто. Но дряхлая машина может сломаться в любой момент. К тому же возить ребенка на ненадежной машине в вуктыльские морозы — огромный риск.

Екатерина МАКАРОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники