В Коми необходимо создать республиканский рыболовный центр. К такому выводу пришли участники Дня депутата Госсовета РК, на котором обсуждалось развитие аквакультуры.
Садковое хозяйство – один из видов аквакультуры.
Лосось под запретом
Возможности мирового океана не безграничны. Как ни крути, больше рыбы, чем водится в морях, все равно не выловить. Поэтому многие страны давно обратили внимание на аквакультуру, то есть на промышленное рыбоводство. Россия в этом деле сильно отстает как от восточных соседей (Китая и Японии), так и от северных (Финляндии, Норвегии). Доля выращенной рыбы в общем объеме потребления составляет в мире более 50%, а в России — всего 3-4%.
К развитию аквакультуры подталкивает и современная политическая ситуация: фехтование санкциями. США и Евросоюз ограничили выезд за границу ряду российских чиновников, Россия в ответ запретила импорт продовольственных товаров. Под запрет попала в том числе и рыба (за исключением мальков лосося и форели).
Запахло рыбой
Ситуация с рыболовством в Коми пока не слишком радужная. До начала 1970-х запасы в наших реках и озерах не вызывали опасений, затем пошел резкий спад промысловых уловов. (Виной тому масштабное браконьерство и экологические проблемы.) Ученые даже придумали для этого периода свой термин — рыбопромысловая депрессия. Она длилась вплоть до 2007 года, когда промысел опять пошел в рост. Но, как и всякая болезнь, рыбопромысловая депрессия дала свои «осложнения». Существенно изменилась структура рыбных запасов. Раньше в Коми преобладали лососеобразные виды: семга, нельма, сиг, хариус. Сегодня в основном — это так называемые частиковые виды: плотва, щука, язь, окунь, лещ и карась.
Видимо, это заложено в человеческой натуре: довести до предела, а затем, всплакнув об утраченном, засучить рукава и начать восстанавливать. В Коми этот процесс начался примерно с 2003 года. Минсельхоз региона получил полномочия по регулированию рыболовства, начал вводить квоты на добычу отдельных видов рыб, заключать договоры на право пользования водными биоресурсами. Появились региональные программы искусственного воспроизводства рыбных ресурсов, в том числе долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие аквакультуры и рыболовства в Республике Коми» (2012-2014 гг.). Итоги последних лет подвел на заседании в Госсовете председатель парламента Игорь Ковзель: «В 2003 году по всей республике было только три рыбодобывающих предприятия, в 2014 году — 53. Создано семь организаций, которые занимаются рыбоводством».
«Перед республикой стоит архиважная задача — и рыбу сохранить, и людей накормить, — отметила заместитель председателя комитета Госсовета РК по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александра Бушуева.
Живой товар
По словам министра сельского хозяйства Коми Сергея Чечеткина, созданные с нуля рыбоводные хозяйства имеют на сегодня суммарную мощность 540 тонн в год. В 2012-2013 гг. произведено более 300 тонн товарной рыбы. В 2007-2010 гг. за счет средств республики в водоемы выпускалось от 0,7 до 1,6 миллиона штук молоди сига и хариуса ежегодно.
Сегодня денежный вид поддержки из республиканского бюджета невозможен, но эстафету по искусственному воспроизводству подхватили сами рыбоводческие предприятия. В том числе за счет средств недропользователей, наносящих ущерб экосистеме.
С 1 января 2014 г. в России вступил в силу закон «Об аквакультуре…», который наконец официально закрепил это понятие как «деятельность по разведению, содержанию и выращиванию объектов аквакультуры на водных объектах с использованием специальных устройств или технологий». Согласно закону вводится новый вид аквакультуры — пастбищная, когда рыба или ее молодь выпускаются в водоемы, где обитают в состоянии естественной свободы. Ожидается, что будут приняты меры по государственной поддержке отрасли.
Мотыль — всему голова
Основные проблемы, которые тормозят развитие рыбной отрасли в республике, по мнению министра, это недостаточное научное сопровождение хозяйств, отсутствие профессиональных кадров и рост цен на корма. В России, считает С. Чечеткин, качество племенного материала (молоди) и кормов оставляет желать лучшего, поэтому все это наша страна всегда закупала за границей. В последнее время, опять же из-за санкций, их стоимость подскочила почти в два раза. Субсидии на корма, по подсчетам специалистов Минсельхоза РК, обойдутся бюджету республики в 13 миллионов рублей. «Но их необходимо заложить в бюджет 2015 года, иначе отрасль не сможет развиваться», — подытожил министр.
Главный же вывод всей дискуссии, состоявшейся в Госсовете, – это необходимость создания в республике рыбоводного центра. Он будет обеспечивать и поставки племенной молоди, и содержание маточных стад, и необходимую научную поддержку.
Будет вам и стерлядь…
Одним из предприятий, уже активно занимающихся воспроизводством водных биологических ресурсов и товарным рыбоводством, является «Комирыбвод». Сегодня в соответствии с госзаданием предприятие выращивает молодь сига и хариуса в деревне Еремеево Троицко-Печорского района с тем, чтобы затем выпускать ее в бассейн реки Печора. По словам помощника начальника «Комирыбвода» Елены Рябовой, мощности позволяют запускать в реку по 1,3 млн штук ежегодно, но из-за недостаточного финансирования из федерального бюджета модуль работает не в полную мощность. В этом году, например, было выпущено только 300 тысяч штук.
Учреждение планирует расширить географию своих подразделений. Совместно с частными предпринимателями проводятся работы по вводу в эксплуатацию рыбоводного цеха в поселке Подтыбок Корткеросского района и в Усть-Куломе. Здесь будут искусственно выращивать стерлядь, хариус и посадочный материал форели. В непосредственной близости от цехов уже подобраны водные объекты, где планируется организовать рыбоводные участки для установки садковых форелевых хозяйств. Кроме того, предприятием оформлен в собственность земельный участок в районе водохранилища Печорской ГРЭС для организации садковой линии и инкубационных цехов по выращиванию товарной форели, карпа, стерляди и сибирского осетра.
…и пелядь, и таймень
В довоенные годы таймень обитал в реках Илыч, Большая Сыня, Косью. В последнюю четверть века случаев поимки тайменя официально не было зарегистрировано. Считается, что тайменя истребили целенаправленно, поскольку это хищная рыба, угрожавшая семге. Специалисты «Комирыбвода», тем не менее, надеются, что эта рыба все-таки еще водится в водоемах республики. Если удастся ее обнаружить, то для воспроизводства будет использоваться икра местной рыбы. Если же в Коми не осталось ни одной особи тайменя, икра будет закупаться в Красноярском крае. По словам Е. Рябовой, тайменя будут выращивать на заводе в той же деревне Еремеево по 50-100 тысяч штук молоди в год. Первый выпуск в Илыч запланирован на 2016 год.
А вот популяцию нежной и весьма прихотливой пеляди, возможно, начнут искусственно поддерживать в одном из проточных озер бассейна реки Цильма.
…В целом рыбный промысел в Коми составляет сегодня лишь 250 тонн. Если разделить это на 872 тысячи населения, то получается, что на каждого приходится примерно кусочек весом 286 граммов в год. Маловато… Восстановить знаменитые рыбные ресурсы Коми можно, но лишь с помощью аквакультуры, считают специалисты. За ней – будущее наших водоемов.
Лиля ВОВК.