Возможно ли повторение масштабной трагедии?

На минувшей неделе пикирующая пара — рубль и цена на нефть — вошли в штопор. В прошлый понедельник стоимость барреля нефти достигла 43 долларов. В то время как сам доллар стал стоить более семидесяти рублей. На этой недели ситуация вновь кардинальным образом изменилась: подорожала нефть, укрепился рубль. Что будет ценами на нефть в ближайшее время не берутся предсказывать даже гадалки. Что же касается таких осведомленных в вопросах нефтяной конъюнктуры людей, как президент нефтедобывающего Казахстана Нурсултан Назарбаев, то он прогнозирует, что несколько лет подряд цена за баррель будет колебаться вокруг 30 долларов.

44 11-2014b24 (1) 20140120-oil
Количество нефтяных разливов в Коми постоянно растет, но это скрывают.

Помни о прошлом

Для нашего региона дешевая нефть, как подсказывает история, может обернуться ударом по самому дорогому — по природе Коми и здоровью ее жителей.
В 1994 году произошла крупнейшая в истории российской нефтедобычи катастрофа: из дырявого магистрального нефтепровода Харьяга-Усинск в тундру, реки и ручьи и болота вылилось, по официальным оценкам, более ста тысяч тонн нефти.
Авария стала закономерным результатом многолетнего кризиса советской и постсоветской экономики. Ведь первые масштабные утечки нефтесодержащей жидкости из трубы были зафиксированы еще в СССР — в 1988 году.
Нефть стала вытекать из многочисленных свищей разрушающегося нефтепровода еще в начале 1994 года. К августу того года катастрофа, которую старательно замалчивали и нефтяники, и власти республики, достигла максимума. Пролитая нефть (по некоторым оценкам ее было более 200 тысяч тонн) погубила сотни гектаров тундровых земель, отравила многочисленные реки и ручьи.

Повторение пройденного

Возможно ли в нынешних условиях повторение той ужасной трагедии?
27 августа министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Роман Полшведкин доложил правительству, что количество разливов в республике неклонно растет, причина их кроется в низких темпах реконструкции трубопроводов и в их неудовлетворительном состоянии.
— Часть разливов скрывается, — отметил министр. — Или же добывающие предприятия представляют заниженные данные, как по площадям, так и по объему разлива.
Ждать, что в условиях падения цен на нефть ситуация начнет улучшатся, явно не приходится. На неблагоприятную конъюнктуру цен нефтяники стараются ответить увеличением добычи нефти. Однако при этом инвестиционных средств для развития современных, экологически надежных технологий, судя по всему, явно не хватает. А когда не достаточно, экономить приходится на природе, на технике безопасности и на всем остальном, что напрямую не связано с добычей.
Конечно, подобная «экономия» возможна лишь в одном случае — при отсутствии эффективного внешнего контроля за работой компаний.

Куриная слепота

На заседании правительства прозвучали предложения о том, как противостоять возникающей угрозе. По мнению руководителей Минприроды РК необходимо передать контроль за нефтедобывающими организациями на уровень республики. Еще одна инициатива — запретить предприятиям эксплуатировать оборудование, отслужившее свой срок, и следить за качеством новых трубопроводов.
Окажут ли эти инициативы (если, конечно, они будут законодательно поддержаны, что не очевидно), заметное влияние на деятельность нефтяных компаний? Вопрос спорный. В 1994 году власти республики не менее усердно, чем нефтяники, до последнего скрывали правду о беспрецедентной аварии. Да и в наше время даже самая близкая к месту аварии власть проявляет порой необъяснимую медлительность. Весной 2013 года в Усинском районе, все на той же многострадальной реке Колве, произошла крупная авария на объекте СП «РусВьетПетро». Даже когда нефть была обнаружена в реке, комиссия по ГО и ЧС, возглавляемая тогдашним мэром Усинска Александром Тяном, десять дней неспешно обсуждала: принимать экстренные меры или ограничиться локальными? Этот пример показывает, что контроль местных властей вовсе не панацея от грядущих.
По мнению ученого Дмитрия Несанелиса (четыре года работавшего заместителем генерального директора ОАО «Архангельскгеолдобыча» по PR&GR и три года в этой же должности в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»), инвестиций на модернизацию инфраструктуры даже крупным нефтяным компаниям часто не хватает. Особенно остро это чувствуется в кризисных ситуациях. Компенсировать их нехватку сегодня можно только одним — повышением производственной культуры, обучением персонала, качественным обеспечением техническими средствами на случай аварии — на это огромных денег не дано. Крупные недропользователи, такие как ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «РН — Северная нефть», СП «РусВьетПетро», ОАО «Енисей» этот потенциал стараются использовать с разной степенью успешности (упомяну в скобках, что к «Северной нефти», например, экологических претензий нет, пока вот всяком случае). Но в районах нефтедобычи трудятся не только они.

Большое видится на расстоянии

Нефтяные реки, как и обычные, начинаются с ручейков. Чтобы получить загрязнение, сравнимое по масштабам с самым крупным усинским загрязнением, не обязательно точное повторение событий 1994 года. Масштабное загрязнение может накапливаться и складываться из локальных и небольших по размеру чрезвычайных происшествий. Они вообще очень часто не попадают ни в какие сводки.
«ЛУКОЙЛ-Коми», как самый крупный оператор по добыче нефти на виду у государственных контролирующих органов и общественников. А вот деятельность небольших компаний и, прежде всего, так называемых сервисных, остается постоянно в тени. Между тем, здесь проблем не меньше, а, может быть, значительно больше, чем у того же ЛУКОЙЛа. Контроля же меньше, если он вообще есть.
Интересно в этом плане обращение к прокурору республики Сергею Бажутову известного в Коми нефтяника Валентина Нередова, о котором редакции стало известно от самого заявителя.
Валентин Николаевич начинал работать в нефтяной отрасли в 1968 году электромонтером Войвожского нефтепромысла, был руководителей инженерно-технологической службы объединения «Коминефть», а с 1991 по 2004 возглавлял государственное предприятие комплексной подготовки нефти в Усинске.
В письме прокурору республики Нередов приводит пример работы одной из сервисных компаний — «Усинскгеонефть», возглавляемой депутатом Государственного Совета РК Владимиром Безруком. Кстати, в конце июля Владимир Антонович, отказавшись от повторного участия в выборах в региональный парламент, стал советником губернатора (на общественных началах) по вопросам развития нефтегазовой промышленности.
Валентин Нередов пишет прокурору: «Усинскгеонефть» заключила договор с ООО «Парма» на аренду производственных соорудивший и нефтяного оборудования. При этом ОАО «Усинскгеонефть» и лично Безрук дали гарантии, согласно комментариям Нередова, зарегистрировать ряд производственных объектов в категории «опасных» в Ростехнадзоре. Однако с даты подписания документа (01.09.2011) и по сегодняшний день объекты регистрацию в Ростехнадзоре в качестве «опасных» не прошли. Это не мешает, по мнению В.Н. Нередова, использовать их в коммерческой деятельности В.А. Безруком.
«Предприятие, имея лицензию на переработку опасных грузов на принадлежащем ему объекте, неправомерно распространяет действие лицензии на другие объекты, в том числе арендованные у ООО «Парма». Тем самым «Усинскгеонефть» осуществляет свою предпринимательскую деятельность без лицензии и соответствующей регистрации» — официально заявляет руководитель «Пармы».
«Есть основания полагать, — пишет далее Нередов, — что отмеченные нарушения связаны с наличием у В.А. Безрука мандата регионального парламентария, дающего ему широкие возможности и полномочия в области ведения бизнеса».
Вообще, депутатский мандат для некоторых промышленных генералов — это сегодня своеобразный инструмент для получения максимальных дивидендов разного свойства, считает Валентин Нередов. В этом числе, используется он и как щит против контролеров любого рода,

Тундра все стерпит?

«Трибуна» связалась с Валентином Нередовым, находящимся сейчас в Москве и попросила оценить влияние сервисных компаний на экологию районов где они работают?
— Именно в этих компаниях, руководство и кадры которых сформировались еще во времена плановой экономики, до сих пор сохраняются прежние стандарты отношения к природе, — считает Валентин Николаевич. — А строятся эти стандарты на убежденности в том, что тундра «все стерпит». Можно вылить в овраг неиспользованную солярку, можно рассыпать химреагенты, и ничего… Очень многие экологические нормы нарушаются при бурении скважин. Это идет, повторюсь, от той старой системы, от фондовой экономики, когда для того, чтобы выбить новые фонды, необходимо было избавляться от старых запасов, даже если при этом нужно вылить остатки дизельного топлива в ближайший ручей. Сейчас многое изменилось, но культура некоторых «зубров» отрасли осталась прежней. Кто сегодня может сказать — сколько именно необходимо сервисным компаниям вертолето-часов для доставки людей, оборудования,, материалов на буровые? Никто. Потому что в каждой компании в смету закладывают 50 процентов вертолетных полетов на частную рыбалку, начальственный отдых и так далее.
— Почему же в таком случае мы далеко не часто слышим о наказании таких хозяйственников?
— Очень сложно обнаружить, зафиксировать нарушения. Поди докажи — кто нагадил в тундре, если свидетелей нет?
— Что же делать?
— Если смотреть на западный опыт, то там заслон нарушениям ставят жесткие законы, сами жители нефтедобывающих районов, большую роль играют СМИ. Их власти и должны поддерживать в качестве главных контролеров экологического состояния территории. Есть и другие способы контролировать обстановку. К примеру, московское правительство обязало руководителей всех крупных предприятий столицы установить на своей территории датчики, которые контролируют уровень загрязнения воздуха, воды, почвы и так далее. И контролируют работу этих датчиков не производственники, а экологическая служба Москвы. Любая утечка мгновенно становится предметом разбирательства. Изменить, сфальсифицировать показания этих приборов практически невозможно.
— Как вы расцениваете то, что критикуемый вами руководитель «Усинскгеонефти» назначен советником главы РК по развитию нефтегазового комплекса?
— Уверен, что глава республики опытный руководитель и быстро разберется в том, насколько эффективным советником является г-н Безрук.

Владимир ОВЧИННИКОВ.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники