Среди партнеров Сыктывкарского университета — Минобороны и ведущие российские предприятия

Благодаря созданию научного парка Сыктывкарский университет имени Питирима Сорокина недавно вышел на третье место в стране среди вузов по оснащенности высокотехнологичными лабораториями, а также по количеству предложений для предприятий республики и России. Среди активных пользователей университетской научной базой не только крупнейшие предприятия Коми, но и КамАЗ, АвтоВАЗ, а также российское оборонное ведомство.
О том, как наука и инновации влияют сегодня на развитие университета, «Трибуна» беседует с проректором университета по инновационной деятельности и программам развития Натальей МИХАЛЬЧЕНКОВОЙ.

3N5A0984_

Суха теория

— Наталья Алексеевна, у нас слово «инновации» в последнее время звучит как заклинание. Инновационными в одночасье стали детские сады, школы, вагоны, дороги. Вот только ям на этих дорогах почти не убавилось. А как инновационность меняет суть образовательного процесса? Я выпускник советского университета. Что я бы почувствовал, если б сегодня пришел учиться в Сыктывкарский университет имени Питирима Сорокина?
— Во-первых, вы бы очень быстро почувствовали, что образование перестало быть просто абстрактным благом. Оно постепенно превращается в систему предоставления образовательных услуг.
Звучит это, может быть, приземленно. Ведь университет всегда ассоциируется с храмом науки. А теперь это образовательная мастерская, в которой на глазах трансформируются традиционные отношения между преподавателем и студентом. Ведь любая услуга, будь то образование или пошив платья, не может оказываться по принципу: ты умный – я дурак, я говорю — ты слушаешь. Тут нужен совсем иной принцип взаимодействия.
Второй момент — вузовская учеба все сильнее ориентируется на практику. Вы помните, что сказали вам в тот день, когда вы с полученным дипломом пришли в производственный коллектив?
— Хорошо помню: «Забудь все, чему тебя учили в университете!»
— А почему? Да потому что еще не так давно университетское образование давало человеку очень солидную базу теоретической фундаментальной информации. А уже затем, на производстве, он учился применять полученные знания на практике.
Сегодня же в нашем университете лишь тридцать процентов времени студент тратит на получение фундаментальной информации. К примеру, раньше юристы должны были пройти все отрасли права. Теперь же образовательный стандарт дает им 30 процентов обязательных дисциплин. А 70 процентов учебного времени вуз вместе с будущим работодателем готовит их к реальной работе.
И суть этой подготовки не в том, что студенты слушают рассказы о том, как функционирует та отрасль, к которой они себя готовят. В университете мы стремимся погрузить их в реальную экономическую среду. Так, наши экономисты работают в проектах Сбербанка, будущие специалисты по информационным технологиям — айтишники — участвуют в проектах IT-парка, дизайнеры работают в дизайнерских студиях и так далее.
И еще одна инновация — поскольку образование, как я сказала, стало услугой, мы делаем все, чтобы человек мог получать ее в современной форме, чтобы он имел свободный доступ к информационным ресурсам, к качественным образовательным курсам.
Конечно, многое другое, что относится к инновациям в университете, вы, как студент, не увидите, поскольку изменения касаются не только образовательного процесса, но и научной, экономической, управленческой, материально-технической деятельности университета… Рассказывать об этих инновациях можно очень долго. Но боюсь, что многое из сказанного будет интересно только специалистам.

+ юрид клиника работа над информационным путеводителем
Научная деятельность становится для студентов сыктывкарского университета
им. Питирима Сорокина важнейшим условием профессиональной подготовки.

Современная модель

— Тем не менее, одна из управленческих инноваций несколько лет назад вызвала огромный общественный интерес. Я имею в виду объединение Сыктывкарского университета и Коми государственного педагогического института. Многие возражали против этого, считали нецелесообразным.
— Возражали в основном те, кто представлял себе объединение как некий механический процесс.
Но цель была не в том, чтобы собрать все здания под одной вывеской. И даже не в том, чтобы сконструировать единый коллектив. Цель — строительство современной модели вуза, где, как я уже сказала, подготовка студентов ориентирована на практику, где важнейшим условием качественной подготовки специалистов становится вовлечение студентов в научную, проектную деятельность, где активно развивается и фундаментальная, и прикладная наука, а сам университет становится важнейшим фактором создания инновационной экономики республики.

+ УЭК 2
Депутат Госдумы В.Бурматов (слева)
рекомендовал внедрять кампусную информсистему в других вузах страны.

Жрецы и слуги

— А преподаватели, в числе которых есть мировые светила, в восторге от того, что они превращаются в «работников сферы услуг», пусть и образовательных? Кажется, в храме должны работать жрецы, а не слуги.
— Одной из наших инноваций стало изменение финансовой модели управления университетом. Краеугольным камнем новой системы стали эффективные контракты.
— А что это?
— Раньше у доцентов, ассистентов, профессоров была тарифная сетка, в соответствии с которой они получали оклад и стимулирующие надбавки.
На смену пришел контракт, который оценивает труд преподавателя по семи ключевым результатам деятельности вуза. Сегодня уже мало просто качественно читать студентам лекции. Преподаватель, как мы считаем, должен не просто урокодательствовать. Он обязан проводить исследовательскую работу, взаимодействовать с предприятиями отрасли, владеть современными способами коммуникации со студентами, быть с ними на постоянной связи.
Если у преподавателя действительно обновленное содержание дисциплин, если он поддерживает онлайн-обучение, вовлекает студентов в проекты — эти результаты влияют на оценку его труда. И потому молодые преподаватели у нас сегодня могут получать больше профессоров. Есть даже те, кто имеет зарплату гораздо выше, чем у сотрудников ректората.
— А если профессор в силу возраста плохо владеет компьютером, но при этом остается признанным авторитетом в своей области? Чем лучше него специалист, впитавший компьютерную грамотность с детского сада, но не имеющий научного кругозора? Мне кажется, что противников контрактной системы в научном мире очень много.
— Естественно, не все сразу понимают целесообразность изменений. Некоторое время в университете мы, фигурально говоря, вынуждены были просто «железной рукой загонять преподавателей к счастью».
Но сегодня недовольства контрактной системой в коллективе гораздо меньше, чем год назад. Потому что преподаватели университета почувствовали — система дает положительный результат.
Многие ощущают этот результат по зарплате. Но мы видим, что повышается и качество образовательной деятельности. Мы проводим анонимное анкетирование среди студентов, нашу работу оценивают по результатам федерального тестирования. И всякий раз наблюдается положительная динамика.
Наконец, у нас в качестве эксперимента на некоторых факультетах введен так называемый бакалаврский ЕГЭ. Он объективно показывает — уровень подготовки студентов становится выше.
Что касается первой части вашего вопроса, естественно, нельзя сравнивать того, кто впитал компьютерную грамотность с молоком матери, и их старших товарищей. Но переходу на эффективные контракты предшествовал большой подготовительный этап. 100 процентов преподавателей университета прошли обучение, в том числе и современным информационным технологиям.
Это помогло, кстати, решить и еще одну глобальную задачу. Мы создали информационную образовательную онлайн-среду вуза, которая обеспечивает студентам доступ ко всем курсам и лекциям.
Ведь студент имеет право получать образовательные программы в удобной для него форме. Скажем, если он не смог побывать на лекции по болезни, пропустил коллоквиум по уважительной причине, то преподаватель обязан помочь ему восполнить пробел. Это стало возможным благодаря тому, что наши преподаватели разработали около 300 полноценных электронных образовательных курсов. Все они доступны в онлайн-среде.
Эта информационная среда необходима студенту не только в тех случаях, о которых я говорила — человек болел, был в отъезде и т.д. Студент может сам выбрать для себя и дополнительные курсы. К примеру, у нас нет обязательного изучения основ делового протокола и этикета. Но у каждого студента теперь появилась возможность получить этот курс в электронном виде, прослушать его и иметь соответствующий сертификат в дополнение к своему диплому.
С удовлетворением говорю о том, что сегодня электронная образовательная среда полностью сформирована. Пока ею пользуются около 10 процентов наших студентов: в основном преподаватели и студенты Института точных наук. Но это только начало.
Кстати, очень хорошо был подготовлен ко взаимодействию с этой средой коллектив бывшего Коми государственного педагогического института. Там, под руководством Игоря Муртазина, давно уже действует мощный центр дистанционного обучения. Теперь же мы ставим задачу массового использования дистанционного обучения.
Повторюсь, электронная образовательная среда вуза сегодня позволяет студентам самостоятельно строить свою образовательную программу. Человек может осваивать нужные с его точки зрения курсы в онлайне. И таким образом повышать свои конкурентные шансы на рынке труда.

Где работать мне тогда?

— А насколько велики эти шансы? Еще недавно бытовало мнение, что у выпускников университета профессии по диплому разные, а работа одна – продавец телефонов в салоне связи.
— Это абсолютное заблуждение! 98 процентов выпускников Сыктывкарского университета работают сегодня по специальности. Мы следим за тем, как складывается карьера многих из них. И у большинства она складывается весьма успешно.
Чем мы отличаемся, к примеру, от Ухтинского технического университета? УГТУ готовит кадры в основном для нескольких крупных работодателей нефтяного и газового секторов экономики.
Мы же — классический университет. А потому ведем подготовку студентов по всему спектру образования. У наших выпускников в Коми примерно полторы тысячи работодателей! Представьте, насколько сложно взаимодействовать с таким количеством предприятий, организаций, учреждений. А ведь мы, принимая студента на учебу, должны гарантировать ему трудоустройство.
Проще эту задачу решать с бюджетниками. Тут мы перешли к модели целевого приема студентов в муниципалитетах, это была идея нашего ректора. То есть муниципалитет, посылая на учебу студента, гарантирует ему рабочее место после окончания учебы. Студент-медик из Воркуты едет после окончания учебы работать в Воркуту. В общем, все просто.
Сложнее обстоит дело с контрактниками. Они никому не обязаны своим дипломом, поскольку сами платят за учебу. С другой стороны, их никто не обязан брать на работу.
А вот вуз кровно заинтересован в трудоустройстве этих выпускников, поскольку один из семи показателей, по которому оценивается университет — это именно трудоустройство. Поэтому у нас и создан центр карьеры, который способствует тому, чтобы студенты уже во время учебы работали по специальности, а работодатели могли заранее делать выбор.
С этой же целью мы создаем совместные кафедры на территории работодателей. Чтобы учеба шла на реальном производстве. При этом учат студентов вместе с преподавателями специалисты этого же предприятия.
Естественно, в подобной ситуации выпускнику уже не скажут: «Забудь все, что ты учил в университете, и начинай учиться заново».

+ ЕН классы 1

КамАЗ едет в парк

— «Трибуна» в последнее время подготовила ряд интервью с учеными Сыктывкарского университета. Для наших читателей настоящим откровением стала информация о том, что в Сыктывкарском университете имени Питирима Сорокина ведется разработка самых совершенных систем компьютерной безопасности, новых беспилотных летательных аппаратов, военных роботов и так далее. Есть в университете разработки мирового уровня в области физики, физиологии. А на какой технической базе ведутся все эти современные научные исследования?
— В ближайшие два года мы завершаем создание на базе университета научного парка.
Первым этапом его создания как раз и стало объединение сил университета с КГПИ. Понятно, что на первоначальном этапе объединение привело к появлению дублирующих структур, лабораторий, научного оборудования. В частности, в пединституте были неплохие лаборатории биологии, химии. Все это можно и нужно было сложить вместе с университетским потенциалом, чтобы увидеть и оценить — что мы имеем и что нам еще нужно.
И мы действительно увидели, что какие-то приоритетные направления у нас созданы в результате объединения сил. А на других направлениях для того, чтобы получить современную высокотехнологичную лабораторию, ее нужно доукомплектовать, оснастить современным оборудованием.
По сути, это и был первый этап создания научного парка. Сегодня парк фактически создан. В ближайшие год-два предстоит лишь определиться с окончательной географией парка — где какие объекты будут располагаться.
Парк уже представлен высокотехнологичными лабораториями защиты информации, психологии, биотехнологии, социальных наук и педагогической деятельности. Эти лаборатории способны обеспечить и фундаментальные научные исследования, и прикладную науку, и вовлечение студентов в научную деятельность, которая, как я говорила, считается сегодня едва ли не главным условием качественной подготовки будущих специалистов.
Но наш научный парк готов к решению не только университетских задач. Он уже предоставляет доступ к высокотехнологичным лабораториям любому предприятию, бизнесу, государственным учреждениям республики и России.
— Откуда бизнес может знать о том, что все это уже доступно и ему?
— В стране создан федеральный ресурс — «Каталог научного потенциала России». Здесь представлено техническое описание всего, что есть в нашем и во всех других вузах.
Наше присутствие в этом каталоге показало — Сыктывкарский университет среди всех вузов страны находится на третьем месте по предлагаемому объему услуг в сфере высокотехнологичных лабораторных исследований. Сегодня эта деятельность стала уже серьезным источником финансовых поступлений университета.
В «Каталоге научного потенциала» представлены лабораторная база Ухтинского технического университета, Коми научного центра. Благодаря этому мы можем вступать в межвузовское партнерство. Ведь собрать все оборудование невозможно. Но недостающее у нас оборудование мы всегда можем найти у наших коллег. Не только в Ухте, а и по всей России.

Ключ без права передачи

— Наталья Алексеевна, я читал, что созданная в Сыктывкарском университете кампусная система сегодня рекомендована к внедрению и в других вузах страны. Речь идет о системе безопасности?
— Не только о ней. Кампусные системы — это совокупность технических систем, на основе технологии электронной карты с различными приложениями — интеллектуальными, финансовыми и так далее.
Проще говоря, электронная карта в такой системе служит ключом, который открывает студенту доступ как в сам университет, так и ко всем его информационным ресурсам.
Но ведь известно, что в любом доме главную ценность составляют не ключ и не дверь, а имущество, что находится за дверями.
Так вот, чтобы нам создать это «имущество», потребовалась автоматизация всех ключевых процессов деятельности университета. Мы привыкли к расписанию лекций на бумаге. Однако понятно, чтобы получить это расписание с помощью электронной карты, необходимо создать электронный вариант расписания. И так по всем направлениям, включая финансовую деятельность, бюджет, учебные планы, литературу и так далее.
Вы правы, одна из задач кампусной системы — это, конечно, безопасность. Университет имеет огромный имущественный комплекс. А доступ в этот комплекс относительно свободный. Вряд ли бабушка-вахтер на входе может считаться серьезным препятствием. Кампусная система решает проблему безопасности за счет персонализации с помощью электронной карты.

Пошли другим путем

— Но ведь кампусная система применяется не только в Сыктывкаре.
— Наше ноу-хау заключается в том, что мы сумели решить задачу создания этой системы с минимальными финансовыми затратами.
Выпуск электронных карт для 10 тысяч сотрудников университета и студентов — безумно дорогое дело. Нам оно было просто не по карману. Поэтому мы пошли другим путем — сложили наш проект с программой выпуска государственных электронных карт (УЭК).
Как известно, эта электронная карта выдается человеку бесплатно. Она имеет высокую степень защиты и усиленную цифровую подпись. Наши специалисты-айтишники сумели адаптировать УЭК к нашим системам. Теперь это ключ, открывающий дверь к сервисам, системам безопасности и точкам доступа кампусной системы.
Студент с помощью этой карты получает практически все — от доступа к информационной системе, где, как я говорила, находятся сотни образовательных курсов, расписание занятий, личные данные студента об оценках, поощрениях, системе социальной поддержки и так далее, вплоть до скидок в студенческой столовой.

Беседовал
Владимир ОВЧИННИКОВ.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники