Совсем недавно, 12 августа, Владимир Борисович Орехов отметил свое 79-летие. А спустя 11 дней его не стало… Но в истории профсоюзного движения Республики Коми этот человек останется навсегда.
Та заводская проходная…
На профсоюзную работу Владимир Орехов пришел в середине шестидесятых. Трудовые коллективы заполярного города избрали его на пост секретаря горкома профсоюза рабочих угольной промышленности. Было ему в тот момент неполных тридцать лет. Но за плечами молодого человека уже была солидная рабочая карьера: в локомотивном депо Воркуты он считался «профессором паровозного дела», имел множество своих учеников.
Сам он начал работать с паровозами в 15 лет.
— У родителей, которые тоже трудились в локомотивном депо, было шестеро детей, жили мы в вагоне, оборудованном нарами и буржуйкой, — вспоминал Владимир Борисович. — Большую семью надо было кормить, и потому я решил помочь родителям, пошел на производство.
…Шел 1951 год. Воркута тогда еще имела все признаки столицы ГУЛАГа — ремонтные заводы, шахты, железнодорожные мастерские были опутаны колючей проволокой. А первыми рабочими наставниками Орехова стали люди, прошедшие школу сталинских лагерей. Владимир Борисович с юмором рассказывал, как они учили паровозному делу его, 15-летнего слесаря-арматурщика.
— Мне по малолетству было запрещено работать в ночную смену. А ребята часто просили: «Володь, помоги в вечернюю смену». Я прихожу на смену, они мне дают задание: ремонтируй аппаратуру самостоятельно. А сами — на угольный тендер, спать. Среди ночи проснутся, проконтролируют сделанное, объяснят, что не так, и напутствуют: «Володя, с утра на смену не опаздывай». Я был им благодарен! Ведь после такой «суточной» учебы я вскоре мог ремонтировать паровозы с закрытыми глазами…
Колея Николая Островского
Безотказность в работе, отзывчивость к людям сформировались у Орехова еще с тех, деповских времен. Но там же, в депо, стали проявляться и его лидерские качества, умение организовать дело.
Когда Орехова выбрали секретарем комитета комсомола депо, он создал локомотивную колонну имени Николая Островского. Эта колонна прославилась тем, что первой в Заполярье начала водить по магистрали тяжеловесные поезда.
После войны стране катастрофически не хватало железнодорожной тяги. И воркутинцы за год смогли увеличить вес угольных составов практически на треть — более чем на тысячу тонн. В результате для перевозки топлива стало требоваться гораздо меньше техники и локомотивных бригад.
Профсоюзы, вперед!
В 1972 году Владимир Орехов перешел на работу в Сыктывкар, его избрали секретарем областного комитета профсоюзов.
С тех пор он каждый день приходил на работу в здание Федерации профсоюзов и покинул его лишь в 2011 году, став пенсионером. За четыре десятка лет он работал с пятью председателями Облсовпрофа, а затем и Федерации профсоюзов Коми: Иваном Воробьевым, Алексеем Непеиным, Николаем Кондыревым, Владимиром Торлоповым и Дмитрием Лукашенко.
Во многом благодаря опыту, терпению и знаниям В. Орехова профсоюзное движение в Коми выстояло в годы перестройки и рыночных реформ, а затем трансформировалось в нынешнюю Федерацию профсоюзных организаций, которая по-новому выстроила отношения с властью и работодателями, взаимодействуя с ними в рамках Трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.
В строительство и налаживание механизма работы этой комиссии бывший слесарь Владимир Орехов внес свой немалый вклад. Он, по словам коллег, всегда жадно искал и поддерживал новые формы профсоюзной работы. И в то же время активно отстаивал тот опыт, что сумели накопить профсоюзы в СССР.
– Построенные трудом членов профсоюза заводы, шахты, фабрики, освоенные месторождения работают на жителей республики и сегодня, обеспечивая население Коми рабочими местами, а республиканский бюджет — налогами, — говорил он в одном из интервью «Трибуне». — Очень многое из нашей профсоюзной практики, и прежде всего в области организации соревнования на производстве, в области морального стимулирования, Запад успешно внедрил у себя в самых передовых компаниях. А в нашей стране все больше уповают исключительно на принцип материальной заинтересованности. Дескать, хорошая зарплата все проблемы решит. Не решит! И для увеличения производительности труда рано или поздно придется прибегнуть к старому доброму соревнованию.
В годы перестройки в прессе культивировалось отношение к советским профсоюзам как «приводным ремням КПСС».
— Это ошибочное мнение, — убеждал Владимир Орехов. — Связь профсоюзов с партийными структурами была двухсторонняя. Профсоюзы активно влияли на все решения, принимаемые «партией и правительством». Именно поэтому в стране появилось трудовое законодательство, надежно защищавшее права работников. Нельзя допустить, чтобы влияние профсоюзов на власть со временем сошло на «нет»… Потому что, если плохо станет работнику, плохо будет государству. И наоборот!
Эти слова ветерана профсоюзного движения вряд ли когда-нибудь потеряют свою актуальность.
Виктор СЕМЕНОВ.