Корреспондент агентства «КомиОнлайн» перечитал генеральный план развития Сыктывкара, принятый шесть лет назад. Над его созданием в свое время два года трудился Санкт-Петербургский научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО». В декабре 2009-го генплан был утвержден депутатами горсовета.
Этот документ подробно описывает три периода развития Сыктывкара. Первый этап («первая очередь строительства») завершается как раз в 2015 году.
Оказывается, действующий генплан развития столицы можно читать с таким же интересом, как фантастический роман.
«Я наших планов люблю громадье»
2009: «В настоящее время железнодорожная станция «Сыктывкар» тупиковая. Стратегическим направлением развития транспортного комплекса в Коми является строительство железнодорожной магистрали Архангельск—Сыктывкар—Пермь, что обеспечит Сыктывкару большую степень хозяйственной самостоятельности и будет способствовать развитию деловой активности не только столицы, но и республики».
2015: Реализация проекта «Белкомур» так и не началась. Последние несколько лет проект дорабатывали, вписывали в федеральные программы, стратегии и концепции, рассказывали о магистрали иностранцам, но только китайцы проявили заинтересованность. Когда начнут прокладывать «Белкомур», неизвестно.
2009: «Существенное влияние на перспективы развития Сыктывкара окажет ввод в эксплуатацию недостроенного аэропорта (местечко Соколовка), расположенного в 20 километрах к юго-западу от города.
2015: Недостроенный аэропорт в Соколовке все эти годы постепенно разрушался. Сейчас проще и дешевле построить все заново, чем заниматься восстановлением.
2009: «Рекреационная зона вдоль рек Сысолы и Вычегды (Кировский парк, городской пляж, этнографический туристический центр, зоопарк, аквапарк, гидропарк)».
2015: Никакого зоопарка, аквапарка, гидропарка и этнотуристического центра, конечно, нет и в ближайшее время не появится.
2009: «Планируется дальнейшее активное развитие индивидуального и дачного строительства в районе поселков Краснозатонский и Верхняя Максаковка. Для поддержания транспортных связей между городскими районами, разделенными Сысолой, предусмотрено сооружение новых мостовых переходов».
2015: В Краснозатонском активно застраивается местечко Сосновая поляна, территория бывшего завода возле реки, появился коттеджный поселок «Грин-Вилидж», в Верхней Максаковке район Шордор-2 застраивается частными домами – земельные участки раздали многодетным семьям. Однако идею строительства нового моста через Сысолу мэрия Сыктывкара и дорожное агентство похоронили. Действующий краснозатонский мост не справляется с возросшим потоком машин – все чаще возникают пробки.
2009: «В Эжвинском районе предлагается продолжить строительство в южном направлении малоэтажной жилой застройки (микрорайоны VI и Емваль)».
2015: Строительный бум в названном месте не начался.
2009: «Ряд поселений, подвергающихся периодическому затоплению во время весеннего паводка, рекомендован к постепенному выселению (Заречье, Трехозерка и Сидорполой)».
2015: Люди как жили там, так и продолжают жить, каждую весну наблюдая из окон половодье.
2009: «Расселение района Заречье и создание на его месте многофункционального общественного комплекса, дополняющего современный центр города. Планируется подсыпать часть территории и построить мостовой переход через Сысолу в створе улицы Пушкина».
2015: Заречье остается жилым районом, моста через реку нет.
2009: «Намечены мероприятия по благоустройству набережной и проведению берегоукрепительных мероприятий вдоль реки Сысола и Кировского парка».
2015: Начавшиеся несколько лет назад работы на берегу Сысолы из-за нехватки денег растянулись, к реконструкции Кировского парка еще даже не приступили – огромная часть территории главного места отдыха людей огорожена забором.
2009: «Обеспечение внешних автомобильных дорог необходимым количеством дорожных искусственных сооружений (мостов, путепроводов, транспортных развязок в одном и разных уровнях)».
2015: Ничего не сделано, никаких разноуровневых дорожных развязок в городе и за его пределами так и не появилось.
2009: «Строительство автовокзала на 250 пассажиров в районе пересечения Сысольского шоссе и улицы Морозова».
2015: Выполнено. Новый автовокзал заработал в 2014 году.
2009: «Увеличение парка общественного транспорта до 420 единиц. Организация линий экспресс-автобусов».
2015: Автобусов городу не хватает, экспрессы не ходят.
2009: «Ввод в транспортную систему линий троллейбусов, обслуживающих Центральный, Эжвинский, Юго-западный районы, Давпон, а также район бывшего аэропорта. Общая протяженность линий составит 40 километров. Сооружение троллейбусного депо на пересечении улиц Морозова и Сысольского шоссе».
2015: Нет.
2009: «Строительство пешеходного перехода через железнодорожные пути в районе вокзала, пешеходного моста через Сысолу по улице Горького, одноуровневой развязки кольцевого типа при пересечении улиц Димитрова, Гаражной, Старовского, Маркова».
2015: Пока ничего из этого не сделано, констатирует «КомиОнлайн».