В ночь с пятницы, 31 июля, на субботу, 1 августа, в рыбоводческом хозяйстве «Кажым» повторилась прошлогодняя история — в 11-ти садках погибла рыба. По предварительным оценкам — около 30 тонн форели. Подобный мор случился год назад — 16 августа 2014 года. Тогда погибло 58 тонн рыбы. Причем в это лето погибла рыба, выжившая в прошлом году.
Руководитель хозяйства А. Холмовой от каких-либо комментариев отказался: «Поймите, у меня сейчас комиссия за комиссией, не до этого».
По Сеньке ли шапка?
А вот в сети уйма комментариев по поводу случившегося. Большинство убеждены — причина в непрофессионализме, неопытности рыбоводов, дескать, не по Сеньке шапка, Норвежцы, мол, умеют растить форель, а у нас она обязательно сдохнет…
Хотелось бы напомнить таким комментаторам — кажымские рыбоводы имеют серьезный опыт выращивания форели. Так, форелевое садковое хозяйство ООО «Кажым» зарегистрировано в 2008 году, а начинало свою деятельность еще в 2007-м. Садковые площади хозяйства составляют 2570 кв. м.
В том же 2007 году в районе начало действовать фермерское хозяйство С. Тонких в Нючпасе. Предприниматели брали кредиты, вкладывали в дело собственные средства. Помогало и государство.
Но вот что удивительно — оба хозяйства столкнулись с трудностями сразу после реконструкции плотин на местных водохранилищах в поселках Кажым и Нючпас.
Казалось бы, любая реконструкция — благо. Однако после реконструкции плотины в Нючпасе фермер С. Тонких сразу забил тревогу — в пруду начал регулярно нарушаться кислородный баланс.
«Траур» вместо праздника
В Кажым, где 1 августа планировались большие торжества в честь 260-летия поселка, срочно прибыла республиканская комиссия, в которую вошли представители Минсельхоза, ветнадзора, Роспотребнадзора, чиновники Койгородской администрации.
Основная причина гибели рыбы — кислородное голодание. Замер воды в пруду в пяти местах на глубине семь метров показал: содержание кислорода — около двух процентов, что для рыбы критично (безопасный уровень — 4%). Образцы воды отправлены на экспертизу в Институт биологии, где будет проведен полный химический анализ.
У специалистов есть версия, что перепад уровня кислорода в воде происходит из-за изменения зеркала водохранилища в результате реконструкции плотины. И чтобы биологический баланс пришел в норму, потребуется от 15 до 30 лет.
3 августа прошло заседание правительства Коми. Исполняющий обязанности руководителя министерства сельского хозяйства и продовольствия РК Алексей Буткин сообщил членам правительства, что случившееся ЧП – проблема не хозяйства, а водохранилища. Форель, как живой индикатор чистой воды, первой отреагировала на ее качество.
Погибшая рыба была застрахована на 4,8 млн рублей. Теперь и страховая компания проводит свое расследование, в том числе проверяется, насколько само хозяйство подстраховалось от повторения ЧП.
Урок не впрок?
Как выяснилось, в рыбоводческом хозяйстве провели два профилактических мероприятия, чтобы избежать прошлогодней истории. Например, были разгружены садки. Значительную часть поголовья форели перевезли из Кажымского в Нювчимское водохранилище. Скученности в садках не было, они заполнились примерно на треть. Поэтому говорить о нарушении технологии производства не приходится.
Для подпитки воды кислородом хозяйство завезло кислородные баллоны, газ через шланги подавался в воду. Но этого оказалось недостаточным.
«Следует разобраться, в чем причина снижения кислорода, и дальше думать над перспективами развития рыборазведения на Кажымском водохранилище. Нужно выяснить также, не явилось ли случившееся следствием некачественной очистки водоема до его затопления», — отметил председатель правительства Коми В. Тукмаков.
3 августа погибшую рыбу утилизировали, сообщил «Трибуне» главный ветврач Койгородского района.
Любовь ИСТОМИНА.