Многие научные работы заведующей кафедрой банковского дела Института экономики и финансов Сыктывкарского университета имени Питирима Сорокина доктора наук Светланы Чужмаровой посвящены проблемам налоговой политики в северных регионах России, в том числе и вопросам гармонизации федеральной и региональной налоговой политики в условиях Севера.
В отношениях федерального центра и регионов гармонией не пахнет. А многие считают, что «семейные» дела с республиками и областями федеральный центр давно уже строит по принципу Черного Абдуллы, который у своих многочисленных жен брал все, не спрашивая их согласия.
Как изменить ситуацию? На этот и другие вопросы мы попросили ответить ученого-экономиста.
Здесь и сейчас
— Светлана Ивановна, как федеральный центр и Республика Коми сегодня делят собранные налоги?
— Поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ по Республике Коми в прошлом году составили более 129 миллиардов рублей. При этом в федеральный бюджет поступило 55,5 процента собранных у нас налогов, а в консолидированный бюджет республики направлено 44,5 процента.
Для сравнения: в среднем по стране соотношение федеральных налогов и налогов консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет 48,8 и 51,2 процента.
— Эти цифры означают, что нас меньше любят?
— Они отражают не степень любви или нелюбви федерального центра к конкретному региону, а структуру экономики этого региона.
Есть такое понятие — специализация региона. Специализация Коми — природопользование. В этой ситуации наиболее доходные источники закреплены за федеральным бюджетом. Это налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на добавленную стоимость, водный налог и так далее.
Но если бы в республике была своя обрабатывающая промышленность, если бы развивалась переработка, предпринимательство, то и соотношение налоговых платежей было бы иным.
— Но ведь еще недавно налог на добычу полезных ископаемых частично пополнял бюджет Коми. Может, федералам пришла пора вновь делиться богатством с регионом, где это богатство, собственно, и добывается?
— Я думаю, это неправильная постановка вопроса. Россия – федеративное государство, где природные ресурсы должны использоваться как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Так что принадлежность налога НДПИ федеральному центру сомнений не вызывает. Но не вызывает сомнений и то, что нынешняя модель налогового федерализма с ее жесткой централизацией налогов, незначительными налоговыми полномочиями регионов имеет множество недостатков.
Главный недостаток в том, что эта модель препятствует развитию рынка, не стимулирует предпринимательскую активность. С одной стороны, проводится активная политика бюджетного выравнивания: кому не хватает — добавим, у кого лишнее — заберем. Уравниловка при этом бьет по регионам-донорам. Еще один недостаток в том, что при общем равенстве у нас постоянно есть исключения: множество налоговых льгот, регионы опережающего развития — Дальний Восток, Крым. Есть также регионы, получающие значительные финансовые средства из федерального бюджета: Чечня, Татарстан.
Проблема реформирования налоговой системы назрела. На федеральном уровне уже идет речь о предоставлении регионам большей самостоятельности и ответственности. Но реформы в налоговой системе часто растягиваются на десятилетия. А жить нужно здесь и сейчас.
Шагреневая кожа
— Я понял вас так: развиваться республике нужно за счет местного производства. Не так давно в Коми была своя обрабатывающая промышленность, переработка и прочее. Но северное удорожание в условиях рынка «съело» эти производства…
— Допуская закрытие подобных предприятий, республика в те годы сокращала собственную налоговую базу. Вопрос тогда был не в том, чтобы сохранять убыточные предприятия, а в том, как повысить производительность труда, занять людей, оставшихся без работы.
Ведь за счет чего прежде всего формируется региональный и местные бюджеты? За счет налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организации. А если в Коми сокращалось число предприятий, если люди, потеряв работу, уезжали в поисках лучшей доли, налоговая база сокращалась неумолимо, как шагреневая кожа.
За последние годы численность населения в Коми сократилась на 30 процентов. Это означает, что и количество налогоплательщиков сократилось почти на треть. За этих людей и нужно было бороться! Сегодня эти рабочие руки, эти умные головы вносят свою лепту в кошелек других регионов.
Трудности впереди
— Но процесс, похоже, необратим? Тем более что нынешний экономический кризис, усиленный финансовыми санкциями, в очередной раз усилит отток населения с Севера.
— Очевидно, что экономические трудности в дальнейшем будут нарастать. Федеральный центр готовит сегодня волну сокращений в различных ведомствах. Президент страны уже подписал указ о сокращении штата МВД на 110 тысяч сотрудников. И это лишь первая ласточка, «оптимизации» будут подвергнуты и другие ведомства.
Любая оптимизация проводится ради экономии. И федеральный бюджет действительно сэкономит. Но как это скажется на налоговой базе регионов? К примеру, немалая часть работающих людей в Сыктывкаре — это те же полицейские, представители контролирующих органов, чиновники федеральных структур. Если часть из них останется без работы, бюджет Сыктывкара лишится значительных поступлений.
Одновременно с этим налоговая база будет сжиматься, и оттого, что будет сокращаться прибыль предприятий, уменьшатся зарплаты работников.
Самый худший вариант – если сокращенные не смогут найти себе применения в республике и уедут.
Причем хуже будет не уезжающим, а тем, кто останется, поскольку бюджеты городов и районов изрядно полегчают.
— Что же в этих условиях может сделать правительство Коми?
— Люди, которые имеют высокую квалификацию, опыт работы, не уедут из Коми лишь в одном случае — если в республике им будут предложены возможности хорошо зарабатывать.
Если мы хотим, чтобы республика развивалась, мы обязаны развивать экономику и налоговую базу. В этом вся соль вопроса. Наполнение бюджета зависит не от того, насколько эффективно работают налоговые органы (а они в Коми работают очень хорошо), а от того, как работает экономика. «На голого хоть всем миром навались — рубашку не снимешь!» — гласит народная мудрость.
Татары догоняют китайцев
— Как можно развивать налоговую базу, если северное удорожание делает продукцию неконкурентоспособной?
— Для бюджета пахарь дороже мытаря. Вот и нужно культивировать, выращивать, охранять и помогать пахарю. В советское время государство основные доходы имело от госсобственности. Сегодня ее почти не осталось. Но эту возможность можно использовать по-новому, через частно-государственное партнерство. В Коми возможно его активное использование в обрабатывающем и перерабатывающем секторах, а также в сельском хозяйстве — власть инвестирует деньги в интересные проекты, при этом оставляя имущество за собой. Пусть налогоплательщик использует построенную на государственные деньги ферму, цех, лесопилку, пусть зарабатывает богатство для себя и платит налоги.
Наш университет активно участвует в этой работе. Например, участвует в разработке прибыльных инвестиционных программ муниципальных образований. Студенты вместе с экономистами из правительства, руководителями южных районов Коми разрабатывают бизнес-проекты, которые могут быть реализованы на принципах частно-государственного партнерства. Ребята по сути готовят для себя работу на будущее. Причем речь не об абстрактных прожектах. Участие в работе глав администраций позволяет найти то, что интересно будущему выпускнику и необходимо для развития экономики конкретного района, села, поселка. Такие же программы готовятся и по лесному комплексу.
Легче всего говорить, что китайские производители дешевизной своей продукции не дают нам развиваться. На самом деле есть масса рыночных ниш. Посмотрите, в Татарстане сегодня вы не встретите практически ничего завозного. И впечатляет даже не это, а экономический результат. В 2014 году валовый региональный продукт в Татарстане вырос на 6,7%. Китайские темпы! В Коми в 2014-м планировали увеличить ВРП на 2%.
Мы также должны делать все, чтобы помочь людям зарабатывать, становиться богаче, не бояться ввязываться в новое дело. В этом и только в этом нужно искать источник развития экономики и наполнения бюджета.
Тонкая работа
— Вы сказали, что у регионов нет возможности влиять на излишне централизованную налоговую систему. Но в ваших статьях я наткнулся на выражение «региональная налоговая политика». Как одно стыкуется с другим?
— Пытаться влиять на межбюджетные отношения важно. Но еще важнее на уровне региона формировать налоговую политику, которая направлена на увеличение базы тех налогов, что поступают в консолидированный региональный бюджет. Это очень тонкая работа, которая требует развития регионального налогового менеджмента, привлечения людей, способных профессионально заниматься этими вопросами.
— Но где взять таких менеджеров?
— К сожалению, специалистов в сфере налогового менеджмента даже на уровне руководителей муниципалитетов катастрофически не хватает. А на вопрос «где взять?» есть лишь один ответ: надо готовить, учить.
Руководство Сыктывкарского университета сделало очень верный шаг в этом направлении. В этом году у нас открылся центр финансовой грамотности населения, цель которого – реализация дополнительных образовательных программ финансово-экономического блока и повышение финансовой грамотности населения, включая прежде всего молодежь. В этом центре смогут получать знания люди, которые затем должны влиять на экономику региона и развитие налогового потенциала. Одновременно в университете заработала новая магистерская программа: «Эффективный налоговый менеджмент в управлении территорией».
Беседовал Владимир ОВЧИННИКОВ.