На прошлой неделе в Сыктывкаре гостила известная художник-график, дизайнер и модельер Алиса Толкачева, клиентами которой являются многие звезды российского шоу-бизнеса.
Алиса приехала в республику за новыми впечатлениями, которые могут помочь ей в создании коллекции модной одежды «по мотивам коми мифологии».
Чтобы окунуться в мир коми сказок и мифов, кутюрье встречалась с ученым-фольклористом Павлом Лимеровым и художником-этнофутуристом Юрием Лисовским, а также посетила несколько музеев столицы Коми.
Работы Толкачевой в качестве экспонатов путешествуют по многим музеям мира — их выставляет историк моды Александр Васильев. Не исключено, что музейными экспонатами когда-нибудь станут и изделия, навеянные коми мотивами, сообщила кутюрье в эксклюзивном интервью «Трибуне».
В стиле коми
— Я не знаю, как я буду работать в Сыктывкаре, насколько часто смогу прилетать сюда, но для меня это очень приятная работа, — рассказывает Алиса. — Вообще-то я художник сценичный, театральный, и мне хотелось бы сделать сложную, в прямом смысле — музейную коллекцию, обращенную к истории края, орнаментам, легендам и былинам. Но сейчас передо мной стоит пока весьма прагматичная задача: создать стильную повседневную коллекцию одежды, которую могли бы носить и местные жители, и туристы, посещающие Коми. Люди приезжают и уезжают из республики, и нужно дать им возможность купить на память не просто сувенир, который будет потом пылиться на полке, а вещь реального назначения. Возможно, это будут качественные пуховые куртки, свитера, шапки, варежки и т.д.
— И где же будет продаваться одежда созданных вами моделей?
— Я предполагаю, что это могут быть терминалы аэропорта и железнодорожного вокзала, а возможно, отделы в крупных торговых центрах.
Бантики и рюшки
Интерес москвички к северной республике вполне объясним: Алиса родилась в Воркуте. Правда, она покинула Заполярье еще в дошкольном возрасте. Врачи обнаружили у девочки хронический бронхит и посоветовали сменить климат. Мать увезла дочь к родственникам в Ивано-Франковск.
С раннего возраста Алиса стремилась к тому, чтобы стать дизайнером.
— Была раньше на радио такая передача «Театр у микрофона». Я ее сильно любила, и мне доставляло огромное блаженство живописать картинки к спектаклям, звучащим в этой передаче, по голосу представлять облик и одежду персонажей и актеров, — вспоминает художница. — Я разрисовывала все свои детские книжки. Героям сказок я дорисовывала бантики, рюшки, обводила им губы, подрисовывала глаза, чтобы были выразительнее.
Алиса закончила Киевский художественный институт по отделению графики и стала художником-модельером на трикотажной фабрике «Киевлянка», которая сотрудничала с канадскими, австрийскими, итальянскими и немецкими фирмами.
В 1994 году Алиса переехала из Киева в Москву к своему жениху. Но об этом периоде жизни она вспоминать не любит, потому что вскоре случилось несчастье — жених трагически погиб.
Москва слезам не верит
В таком положении женщине остается одно — плакать. Но как известно, Москва слезам не верит. Чтобы чего-то добиться, Алисе пришлось много работать. Сейчас у нее модная, известная в Москве творческая мастерская.
— Трудно держаться на плаву в этом бизнесе?
— Нужно всегда четко знать, для кого ты работаешь. Неважно при этом, чем ты занимаешься — шьешь, рисуешь или делаешь табуретки. Главное — правильно определить покупателя, и тогда твой товар не будет залеживаться. Про мастерство я уж не говорю — это само собой разумеется. Каждый из нас продает свои знания, умение, талант.
Красиво шить не запретишь
Но шить для звезд эстрады — это все-таки не табуретки сколачивать. Каждая коллекция одежды — штучный товар, эксклюзивный. Например, потрясший публику сарафан Анжелики Варум в черно-белую вертикальную полоску, — дело рук кутюрье Толкачевой. Немало творческой фантазии Алиса вложила и в смену «вдовьего» имиджа Тани Булановой, и в наряды, в которых выступала нашедшая новую любовь и фигуру Лариса Долина. Кстати, среди клиентов Толкачевой и наш бывший земляк, уроженец Коми Валерий Леонтьев, ныне обосновавшийся в Америке.
— Говорят, звезды шоу-бизнеса очень капризны. Бывали у вас случаи, чтобы вы разругались с таким клиентом в пух и прах?
— Безусловно, звезды капризничают больше, чем обычные люди. Они ведь всегда в центре внимания. Но если артист пришел ко мне заказать костюм, например, для серьезного фестиваля, у него на пустые капризы обычно нет ни времени, ни сил.
— А политиков вы одеваете?
— Конечно. К примеру, Эллу Памфилову. Элла Александровна, наш уполномоченный по правам человека, — большая модница.
Основной инстинкт
Помимо работы над сценическими костюмами звезд, Алиса выпускает и свои «фирменные» коллекции. В 1998 году она дебютировала на Московской неделе Высокой моды с коллекцией «Основной инстинкт». Тогда работу дизайнера оценили как «открытие года».
— Какой образ вы стремитесь создать?
— Это, прежде всего, эпатажная женщина. Очень сексуальная, но не пошлая. Не люблю вульгарность.
— А вам кто-то нравится из российских дизайнеров? Или вы носите только свою одежду?
— Платья собственного производства я одеваю «на выход» или для съемки в журналах. Ведь я шью в основном вечернюю, театральную одежду. А в жизни повседневной я ношу то, что придумывают мои коллеги. К примеру, сейчас на мне кофточка от Яны Медведко. Одеваюсь также у Даши Гаузер и
Игоря Чапурина…
Екатерина МАКАРОВА.