— Не могла сесть на автобус, который шел в Сыктывкар, — позвонила в редакцию пожилая жительница Визинги Эмма Некрасова. — С 1 сентября отменили прямые рейсы, и теперь билет можно купить только на проходящие автобусы из Объячево и Койгородка. Поскольку это транзитные рейсы, заранее на них билеты не продают.
Автобусы «не вписались» в «Прогноз развития…»
Как быть малоимущим, старикам, у которых нет личных автомобилей? А если в Сыктывкар надо попасть к определенному времени? Например, на прием к врачу, куда записывают за полгода.
Опять не везет!
Количество жалоб, поступающих от пассажиров, сравнимо с числом жалоб на здравоохранение и работу ЖКХ. Проблеме пассажирских перевозок наша газета посвятила множество публикаций. Последние из них касались ситуации в Ижемском районе и конфликта на сыктывкарском предприятии «Альфа-Транс».
О том, с каким трудом порой люди добираются из пункта А в пункт Б в Удорском, Усть-Цилемском, Койгородском, Троицко-Печорском и других районах, мы не раз рассказывали.
Изношенность автопарка в некоторых АТП доходит до 90%. Дороги в глубинке в плачевном состоянии. Заложенных в бюджете средств на компенсацию выпадающих доходов явно недостаточно. Бензин, запчасти, тарифы на ЖКУ стремительно дорожают, платить людям зарплату надо в срок (прокуратура бдит!), а еще налоги, аренда… Есть и масса непредвиденных расходов. Они появляются ежегодно — то ремни безопасности для детей, то спутниковая система ГЛОНАСС.
Возить, выполняя социальный заказ, приходится в основном малоимущих, льготников. Поднять плату за проезд до уровня реальной себестоимости нельзя — за этим следит Служба по тарифам. Да и платить такую сумму старики не смогут. Ее осилят люди обеспеченные, но такие на автобусах не ездят…
Обошли молчанием
Одно за другим автотранспортные предприятия вязнут в долгах и попадают под банкротство.
Если заглянуть на сайт Минэкономразвития РК, то там можно найти любопытный документ — «Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2015-2017 годы». В нем — разные разделы: лесная промышленность, ЖКХ, здравоохранение, транспорт и связь, туризм, рыболовство. Последнему, кстати, посвящено более двух страниц. А вот транспорту — ни слова. О нем сказано только в оглавлении. А в самом тексте — ничего. Текст содержит лишь слова про дорожную сеть, строительство и ремонт дорог. Между тем, если то же рыболовство от многих жителей довольно далеко, то транспортом пользуется каждый.
Ездить «по стандарту»
Нынче принято все проекты и законопроекты согласовывать с общественностью. «Прогноз социально-экономического развития…» — не исключение. Пришел он и в Союз промышленников, предпринимателей и работодателей РК.
— Меня очень задело то, что там нет ни слова про транспорт, — говорит вице-президент, исполнительный директор Союза Владислав Рудой. — Я сам в прошлом транспортник и хорошо знаю эту отрасль. Пока что у нас все вопросы автотранспортных перевозок каждый муниципалитет решает по-своему — в меру сил.
Полагаю, что недостающее «звено» надо восполнить. Республике нужна Транспортная стратегия на долгосрочной основе. А еще — единый стандарт «Пассажирский транспорт в РК» для исполнения во всех муниципалитетах (выполнение муниципальных заказов). Это необходимо, чтобы не возникало почвы для коррупции, хищений, когда в каждом районе начинают выдумывать свою «схему». А в результате порой — транспортный коллапс.
Надо создавать условия для финансового оздоровления предприятий автотранспорта и полностью (по факту) возмещать расходы на перевозку льготной категории пассажиров из бюджетов трех уровней.
Люди должны знать, как будут жить и решать транспортные проблемы завтра, что изменится, чего ждать.
Подключиться к работе должны министерства экономики, промышленности, Минфин и Служба по тарифам.
P.S. Кстати, в вышеупомянутом «Прогнозе…» в качестве приоритетов названы рост эффективности программ социальной защиты населения, направленных на преодоление бедности в республике; обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения и т.д.
Увы, за всеми этими прекраснодушными планами и словами совсем не видно маленького человека с его конкретными проблемами. Той же, например, пенсионерки из Визинги, которую лишили элементарного — возможности сесть в автобус.
Людмила КУДРЯШОВА.