Мелодия белых и темных ночей. Дирижер Владимир Каплун-Владимирский управлял оркестрами Харбина, лагерного театра Ухты и стал одним из создателей музыкального театра Коми республики

День 26 августа 1958 года, когда на сцене Коми областного совета профсоюзов состоялось первое представление оперы Чайковского «Евгений Онегин», мог бы стать самым счастливым для опытнейшего дирижера Владимира Каплун-Владимирского. Эта дата считается днем рождения нынешнего Государственного академического театра оперы и балета Коми, а Владимир Михайлович приложил немало усилий, чтобы этот праздник состоялся.

Владимир Каплун-Владимирский.

Увы, за дирижерским пультом стоял не он, а однофамилец великого композитора, московский дирижер Владимир Чайковский. Почему дирижерскую палочку доверили в тот день столичному гостю, а не Каплун-Владимирскому? Неужели же Владимир Михайлович, дирижировавший в Харбине Девятой симфонией Бетховена, выступавший вместе с великим тенором Сергеем Лемешевым, справился бы хуже, чем заезжий москвич? А может, сказались его зэковское прошлое и уже снятое обвинение в шпионаже?
Как бы то ни было, но день рождения театра стал для него самым унизительным днем. Он плакал от обиды и даже не пришел на банкет по этому торжественному случаю.

Под белыми и красными

Владимир Каплун родился в 1881 году в семье бедного еврея-сапожника, что, однако, не помешало ему поступить в Санкт-Петербургскую консерваторию по классу дирижирования. Свой творческий путь он начал в студенческом симфоническом оркестре Технологического института, а затем вместе с труппой знаменитого певца Максимилиана Максакова «Товарищество оперных артистов» отправился странствовать по городам Российской империи, пока не попал в Иркутск, где его застала гражданская война. Выступал он под псевдонимом Каплун-Владимирский, который закрепился за ним на всю жизнь.
В ноябре 1919 года Иркутск стал сибирской столицей Белой армии, в городе бурлила культурная жизнь – действовали театры и разного рода увеселительные заведения. Однако уже 7 марта 1920 года в Иркутск вошла 5-я Красная армия. Все культурные учреждения большевики национализировали. Соединив труппу «Русская опера» с симфоническим оркестром, новые власти сотворили коллектив «Симфоопера». Какое-то время Владимир Михайлович проработал там дирижером, но в том же году очутился в Харбине.

В 20-30-е годы далекий Харбин был почти русским городом.

От радости до печали

Город Харбин был основан русскими строителями как железнодорожная станция Трансманьчжурской магистрали. После гражданской войны сюда хлынул поток русских эмигрантов, а потому, находясь на китайской территории, он оставался сугубо русским городом. Кроме того, там проживало немало советских граждан, обслуживающих Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). Для их культурного обслуживания был создан Центральный клуб рабочих и служащих КВЖД, где, помимо прочего, ставились оперы и оперетты, появились отдельная труппа «Русская оперетта» и Харбинский симфонический оркестр. В обоих коллективах дирижировал тогда еще молодой Каплун-Владимирский. В этом же клубе выступал будущая звезда советской оперы Сергей Лемешев.
В 1927 году в Харбин на гастроли приехали хор и оркестр Большого театра, а поскольку в этом году отмечалось 100-летие со дня смерти Людвига ван Бетховена, то совместно с Харбинским оркестром московские музыканты и певцы исполнили 9-ю симфонию великого композитора, завершающуюся величественной «Одой к радости». Дирижировал хором и сводным оркестром Владимир Каплун-Владимирский.
Красивый музыкант с дирижерской палочкой у женской части Харбина пользовался невероятным успехом. Его счастливой избранницей стала дочь харбинского предпринимателя и мецената Александра Гвоздева. Увы, их семейное счастье длилось недолго. Судьба развела их по разным «островам» безмерного архипелага ГУЛАГ. Но произошло это, когда они оба приехали в Советский Союз.

Суфлер, дирижер и «шпион»

Весной 1935 года Советский Союз уступил свои права на КВЖД японскому марионеточному государству Маньчжоу-Го. Всем советским гражданам было предложено вернуться на историческую родину. Каплун-Владимирский с женой прибыл в Москву, и его приняли в труппу Большого театра, поскольку он уже успел зарекомендовать себя совместной работой в Харбине. Взяли, правда, не дирижером, а всего лишь суфлером. Но это означало, что он был готов в любой момент заменить заболевшего дирижера. В любом случае бывшего харбинца ждала блестящая карьера, но она оборвалась 16 сентября 1936 года.
Как он сам поведал своим молодым коллегам-музыкантам, в тот злосчастный день Владимир Михайлович дирижировал в летнем театре, и едва он пришел домой и снял фрак, как за ним явились сотрудники НКВД. 23 декабря 1936 года Особое совещание приговорило его к пяти годам лишения свободы за якобы шпионаж в пользу Японии. Отбывать незаслуженное наказание Каплун-Владимирского отправили в центр Ухтпечлага – поселок Чибью (ныне город Ухта).
Еще больший срок – десять лет лагерей – за те же «заслуги» получила его жена, но ее погнали еще дальше – в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь. Больше они не виделись.

В «чудесном» Чибью

В 1936 году усилиями всемогущего начальника Ухтпечлага Якова Мороза в столице его лагерной империи возник Городской театр имени тов. Косолапкина, прозванный в местной прессе «Чудом в Чибью». Поначалу ставили только драматические спектакли, но после большого притока репрессированных артистов в годы Большого террора Яков Моисеевич пожелал, чтобы на этой сцене показывали оперы и оперетты. И, узнав о прибытии московского дирижера, Мороз вызвал его к себе и, как пишет в книге «Гулаговский театр Ухты» краевед Анна Канева, заявил, что доверяет его художественному вкусу и будет поддерживать в вопросах комплектования труппы. Так усилиями Мороза и Каплун-Владимирского городской театр стал музыкально-драматическим. Владимир Михайлович лично подбирал из числа зэков музыкантов и вместе с ними по памяти восстанавливал ноты, писал клавиры. В результате один за другим на сцене зазвучали сначала оперетты «Сильва», «Роз-Мари», «Марица», «Баядера», а затем и оперы «Риголетто», «Отелло», «Кармен», «Паяцы».
По словам Анны Каневой, ветераны Ухты запомнили Каплун-Владимирского как элегантного интеллигента, общительного, обаятельного и приветливого собеседника. Как пишет краевед, «он не утратил изысканных манер в застенках ГУЛАГа». При этом Владимир Михайлович «исполнял произведения любого музыкального стиля и жанра», а в 1949 году руководство Ухтижемлага объявило ему первую благодарность за оперетту «Сорочинская ярмарка».
К тому времени он уже пять лет числился вольнонаемным, но ему был запрещен выезд за пределы Ухтижемлага. В 1954 году с него сняли судимость, однако до окончательной реабилитации сохранялся запрет на проживание в больших городах.

С бору по сосенке

В 1957 году Каплун-Владимирского пригласили в Сыктывкар, где по инициативе бывшего заключенного артиста Воркутлага Бориса Дейнеки создавался музыкальный театр. Владимиру Михайловичу вновь поручили собирать оркестр для новорожденного коллектива. Часть музыкантов он нашел в оркестрах городских кинотеатров «Октябрь» и «Родина». Других он отыскал в Ленинграде, пригласил несколько выпускников консерватории. Таким образом, к премьере «Евгения Онегина» удалось подобрать 26 музыкантов. Это немного, если учесть, что настоящий симфонический оркестр состоит из 80-100 человек. И все же достаточно, чтобы зазвучала бессмертная музыка Чайковского.
Мы, наверное, никогда не узнаем, почему на премьере оперы дирижировал однофамилец музыкального гения, а не создатель оркестра, но первым главным дирижером родившегося театра стал все же Владимир Каплун-Владимирский. Он успел поставить на этой сцене более сорока опер и оперетт, и только в 1973 году, когда ему перевалило далеко за 80, он оставил дирижирование, но остался в театре заведовать нотной библиотекой на общественных началах.
Работавшие с ним музыканты вспоминают, что Владимир Михайлович страстно любил конфеты, носил их в своих карманах и всегда угощал детей оркестрантов и артистов, если они приходили на репетиции и спектакли. Так что любили его не только зрители и музыканты, но и их ребятишки.
18 января 1979 года большой процессией дирижера проводили в последний путь на Центральное кладбище Сыктывкара. К тому времени Каплун-Владимирскому исполнился 91 год.

Игорь БОБРАКОВ.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники