Госсовет РК присвоил звание «Почетный гражданин Республики Коми» воспитателю, педагогу-новатору, народному учителю СССР Александру Католикову. Событие это было приурочено к годовщине ухода педагога из жизни — Католикова не стало 12 июня 1996 года.
Лебединая песня
За минувшие 19 лет вышло множество публикаций, посвященных подвижнической жизни и работе директора Сыктывкарской школы-интерната № 1, издана немалая часть его педагогического наследия, регулярно проходят Католиковские чтения.
К воспитанникам интерната Александр Католиков
всегда относился как к родным детям.
Его система воспитания детей-сирот, основанная на творческом развитии идей Антона Макаренко, стала, пожалуй, лебединой песней советской педагогики. Но почему-то в наше время эта песня звучит все реже, хотя сами католиковские методы воспитания человека и гражданина посредством труда изучены, казалось бы, досконально.
Мы встретились с вдовой Александра Католикова, Лией ПЛАКСИНОЙ, и его сыном, бывшим работником школы-интерната № 1 имени А.А. Католикова Виктором КАТОЛИКОВЫМ, вскоре после решения депутатов. Семье выдающегося педагога захотелось через газету выразить признательность народным избранникам за их внимание к памяти Учителя.
Я задал Лие Васильевне только один вопрос. А потом просто слушал ее рассказ об Александре Александровиче Католикове.
Воспитание чувств
— Лия Васильевна, с уходом Александра Александровича многое изменилось в его родной школе-интернате. Называть сегодня интернат агрошколой, как это было при Католикове, язык не поворачивается. Знаменитого Межадорского хозяйства агрошколы, по сути, не существует. Почему, когда речь идет о практическом наследии педагогов-новаторов, далеко не всегда срабатывает формула: «Человек умер, но дело его живет»?
— Проще всего было бы сказать — школа изменилась, потому что изменились страна, мир, система воспитания. Но я думаю, дело не только в этом.
Когда говорят о наследии Католикова, речь обычно заходит о его системе трудового, эстетического, патриотического воспитания, а все его достижения объясняют исходя из его интеллектуальных, волевых, деловых качеств. Именно это наследники новаторов пытаются повторить в своей практической деятельности. Но очень редко речь заходит о сфере чувств. Католиков главное внимание уделял воспитанию чувств детей. И труд, и все остальное служили этой цели.
Чужая боль — как своя
…Александр Александрович воспитывал в детях сочувствие, сопереживание к чужой боли, поскольку сам знал, что это такое. Я думаю, стержнем его отношения к детям было сострадание и какая-то особенная отцовская чувствительность.
В раннем возрасте Александр переболел полиомиелитом. Его мама, поднимавшая детей одна, поскольку муж погиб на фронте, совершила настоящий родительский подвиг. В тяжелое послевоенное время она сумела вылечить, поставить его на ноги. Но всю оставшуюся жизнь он и физически, и психологически испытывал последствия той болезни. Статный красивый человек, он заметно хромал и очень стеснялся этого.
В дальнейшей жизни Александр Александрович пережил несколько тяжелых аварий, каждый раз очень долго восстанавливался и испытывал мучительнейшую боль даже от простых движений. Но об этой боли знали только его родные. Он никогда никому не показывал слабости.
«Гори, моя звезда»
…И в то же время он не мог скрывать чувства в ситуациях, которые касались его детей, его школы. Однажды, в начале голодных 90-х годов, Александр Александрович отправился в обком партии просить о помощи детям. И не получил никакой поддержки. Партийный чиновник даже пригрозил ему, что интернат вообще могут выселить из города в сельскую местность: с глаз долой – из сердца вон.
Когда дома он рассказывал об этом случае, в глазах его стояли слезы за сирот и за свою беспомощность перед власть имущими.
Вообще, он не умел скрывать эмоций. Например, всякий раз, когда исполнялся романс «Гори, гори, моя звезда», он пытался скрыть слезы и не мог.
В отношениях с детьми все у него шло не от какого-то метода, а от искреннего чувства любви. Его любимым занятием зимой, по воскресеньям, когда выезжали с ребятами в лагерь в Межадор, была лепка пельменей.
Ребята с утра набегаются на лыжах, устанут, а потом всей толпой садятся за стол лепить пельмени. Тепло, уютно. Вдруг все вместе начинали петь песни. И незаметно, и легко появлялось огромное количество пельменей, ими заполняли все столы в столовой.
«Мама пришел»
Часто, когда он шел к машине, чтобы отправиться в гороно, гуляющие во дворе интерната дети, самые маленькие, бегом устремлялись к его машине с криками: «Мама пришел! Мы тоже поедем».
Он сажал их на заднее сиденье, и они все ехали в город, где дети редко бывали, а потому поездка для них была чрезвычайным событием. Вернувшись, они с восторгом описывали воспитательнице свое путешествие.
Не успел
…Незадолго до смерти он вдруг опечалился, что не успел помочь нескольким детям с физическими недостатками поправить внешность. К тому моменту уже несколько детей в интернате радостно переживали преображение своего лица с помощью опытного косметолога. И Александр Александрович горевал, что не смог помочь остальным…
Потом он очень расстраивался, что не успел поменять все батареи в квартире на новые. И что мы, его семья, будем мерзнуть зимой. Однако, чувствуя приближение смерти, ни разу не сокрушался по поводу себя. О себе он не думал…
— Это был человек, с которым я жила в постоянном ощущении счастья, — так закончила свой монолог вдова Александра Католикова.