Жешарт известен прежде всего своим фанерным комбинатом, который начали строить еще в 1940 году. Строили предприятие, а затем и работали на нем люди разных национальностей. Среди них было много российских немцев. В годы войны немцев мобилизовали для выполнения принудительной трудовой повинности.
Владимир Некрасов рассказал историю трех берез.
Здесь, в сквере, стоит памятный знак трудармейцам.
— Я к этому знаку всегда прихожу с цветами, — говорит Елена Оттовна Вахрушева. — Я сама немка. Дети и внуки тех самых трудармейцев до сих пор живут и трудятся в поселке. Но недавно выяснилось, что тут есть еще один символ и памятный знак.
Один из старожилов, 79-летний Владимир Николаевич Некрасов, вспомнил и рассказал историю трех берез:
— Когда 22 августа 1946 года запустили наш завод, то первый директор Ефим Яковлевич Юдашкин обратился в комитет комсомола предприятия. Предложил молодежи провести воскресник, чтобы осталась память о пуске завода. Наша семья жила тогда в бараке № 8. Мне в ту пору было 11 лет. Рядом с нами заселили молодых специалистов. Их прислали для организации на предприятии технологии производства фанеры. Одним из них был молодой парень из Зеленодольска, со старейшего фанерного комбината, помню, к сожалению, только его фамилию — Парыгин.
В моей комнате была гитара, и молодые ребята — Леня Огнев и Парыгин – иногда брали ее у меня. Ребята были очень активные, боевые. Они-то и позвали меня на тот воскресник. У меня осталось фото о том дне: около заводской грузовой машины (за рулем — водитель Эрих Цуберт) стоят молодые ребята, которые собрались ехать за саженцами.
Привезли саженцы берез и посадили. Когда-то рядом с этими березами стоял деревянный барак — управление строительством завода, потом здесь располагалась контора ЖФК, а потом строение отдали под молодежное общежитие. Так что место тут историческое…
Теперь здесь, в поселковом сквере, появится еще один памятный знак — «Три березы».
— Не думал, что спустя почти 70 лет лет я, пожилой человек, приду на это место, где 11-летним пацаненком сажал березы, — говорит Владимир Николаевич. — В них – в этом поселке, комбинате — вся моя жизнь…
Некрасов всю жизнь отдал родному предприятию: на завод устроился в 1949 году 14-летним подростком, как записано в трудовой книжке, «в качестве ученика токаря», в 60-70-е годы был председателем профкома, в 80-90-е годы — директором Жешартского фанерного комбината.
Нина ВЕТЛУГИНА.