Еще несколько месяцев назад за поездку в такси по Сыктывкару пассажирам приходилось выкладывать, как минимум, по 100-110 рублей. После появления в столице Коми федеральной диспетчерской службы стоимость проезда по городу упала до 80, а то и 50 рублей. Пассажиры обрадовались, что у местных «бомбил», многие из которых работают нелегально, появились конкуренты. Зато «коренные» таксисты возопили о своем «бедственном положении».
17 июня на первом стихийном собрании водителей на стоянке возле ТЦ «Июнь» полсотни водителей впервые открыто, и в общем не особо выбирая выражения, высказали свое недовольство приходом федеральной диспетчерской службы и последующим за этим демпингом цен. Из «искры» вполне могло разгореться пламя, поскольку некие горячие головы предлагали весьма радикальные методы «выдавливания» конкурента. В качестве миротворца выступили общественные организации «Опора России» и региональное отделение Общероссийского народного фронта. Вечером 24 июня в актовом зале Федерации профсоюзов состоялось собрание, на котором активистам стихийного движения было предложено объединиться в Союз таксистов Сыктывкара.
От имени инициативной группы по организации нового Союза выступил Владимир Вишневецкий. «Службы такси необоснованно занижают тарифы по перевозке пассажиров и при этом не несут ответственности ни за водителя, ни за его безопасность, — озвучил он проблемы коллег. — Никто не учитывает наши затраты на топливо, амортизацию, ежедневное медицинское освидетельствование. Федеральная служба такси, опустив минимальную стоимость вызова до 50 рублей, вынуждает нас работать себе в убыток. Давайте объединимся, чтобы вместе отстаивать свои права». Коллеги поддержали оратора, но как-то не особенно горячо. «Наши права не нарушены, я просто хочу больше зарабатывать», — высказал свое (и, кажется, большинства присутствующих) мнение один из таксистов. Тем не менее, к концу заседания за исключением двух человек «против» и одного «воздержавшегося» все дружно проголосовали «за» Союз.
— Путь стихийных забастовок — это путь в никуда. Проблемы надо решать не методом толпы, а методом конструктивного диалога, — поддержал решение водителей сопредседатель регионального штаба ОНФ Павел Поташов. И хотя он согласился, что говорить сегодня о полной легализации таксистов все равно что махать «красной тряпкой», стало ясно, что следующим шагом должен стать именно их выход «из тени». «Мы не можем защищать тех, кто занимается нелегальным бизнесом, — подчеркнул он.
— Вы своими руками создали эту ситуацию, — уличил собравшихся руководитель ассоциации таксомоторных предприятий Коми Игорь Хвищук. — Вы все сейчас в нелегальном поле, и нам, если честно, это удобно и выгодно. Но не все в жизни меряется деньгами, что-то должно и по справедливости, — заявил он, напомнив при этом, что у лоукостера мощное лобби в Госдуме РФ.
И. Хвищук одобрил идею объединения таксистов. При этом ясно, что у местного владельца диспетчерской службы есть в этом свой интерес — он тоже заинтересован в выдавливании конкурентов.
Теперь у таксистов города есть свой Союз. На собрании 24 июня был выбран его исполнительный орган – правление из семи добровольцев. В пятницу, 26 июня, несколько его членов вместе с И. Хвищуком и П. Поташовым примут участие в специальном совещании в республиканской Службе по лицензированию. Хочется верить, что «противостояние» приобретет цивилизованную форму.
Лиля ВОВК.
P.S. Заработки сыктывкарских таксистов действительно упали. Как жалуются некоторые из них — до 30 тысяч рублей в месяц. Что, согласитесь, неплохо. В соседних регионах частные извозчики получают гораздо меньше. И рядовым клиентам вовсе не хочется, чтобы такса на проезд снова поднялась в два раза.
Для справки. По сведениям налоговиков, в Коми зарегистрировано 1299 налогоплательщиков, заявивших, что они осуществляют «деятельность такси». А на самом деле их гораздо больше. Более половины таксистов работают нелегально.