Инвалиды психоневрологического интерната стали жертвами злоупотреблений
Эта история, переросшая затем в уголовную, началась с анонимного письма. Анонимки редакция в принципе не рассматривает, но на сей раз мы сделали исключение. Ведь речь шла об инвалидах — людях беззащитных, беспомощных.
Неужели воруют?
«Работник Летского психоневрологического интерната» утверждал, что в этом богоугодном заведении воровство достигло таких масштабов, что оттуда несут все — продукты, ГСМ, стройматериалы, мясо, комбикорм. Личные деньги инвалидов персонал якобы бесконтрольно тратит на подарки, банкеты и т.п.
Автор письма сообщал, что в день выдачи пенсий в интернат (куда посторонних пускать не положено) приходит некий продавец. И продает товары значительно дороже, чем они стоят в магазине. А сами сотрудники интерната якобы продают больным постояльцам даже свои поношенные вещи.
Себя автор называть не захотел, поскольку, по его словам, опасался потерять работу: «Оплата труда не соответствует нормам. Наш интернат отдаленный, до него никому нет дела. Никаких проверок со стороны Агентства РК по соцразвитию нет. Руководитель делает что захочет. Ответ у него один: «Пожалуетесь — уволю». Где и у кого можно узнать, почему доплаты за интенсивность труда руководители делят между собой, лишая денег младший медперсонал?» — вопрошал автор письма.
Неладно что-то
в «Летском королевстве»
Мы понимали, что рукой анонимщика, возможно, двигало банальное чувство мести, желание свести счеты с руководством интерната. Но поскольку, повторяем, дело касается инвалидов, не отреагировать мы не могли. И редакция передала письмо в прокуратуру.
Вскоре мы получили ответ о том, что «прокуратурой Прилузского района с привлечением специалистов правоохранительных и контролирующих органов проведена масштабная проверка всей деятельности государственного учреждения». Часть фактов, изложенных в письме, подтвердилась. Позднее нам сообщили, что возбуждено уголовное дело.
А недавно пришло тревожное сообщение: трое обитателей Летского интерната отравились и умерли. Что именно послужило причиной смерти — выясняется.
После громкого ЧП в Летку отправились целые бригады проверяющих — представители Росздравнадзора, прокуратуры, Следственного управления.
Точные причины трагедии назовут эксперты. Но с учетом общей картины происходящего в интернате можно сделать вывод: неладно что-то в «Летском королевстве»…
«Кровная» четверть
В Летском интернате проживают разные, в том числе и недееспособные люди утратившие связь с близкими родственниками. Многие из них совершенно беспомощны, нуждаются в медицинской помощи и постоянном уходе.
Хотя обитатели заведения находятся «на полном пансионе», им (по закону) начисляется пенсия. Четвертую часть ее они могут получить на руки и потратить на собственные нужды. Дееспособные имеют возможность сами что-то купить, а от имени недееспособных сделки совершает опекун. Все это должно происходить при строгом контроле со стороны персонала.
Социальные работники учреждения в силу своих должностных обязанностей, конечно же, осведомлены о деньгах каждого подопечного. Если проживающий что-то себе покупает, купленная вещь регистрируется в его личной карточке. Это общее правило. Например, в Эжвинском психоневрологическом интернате можно увидеть палаты с коврами, картинами, магнитофонами, телевизорами. Далеко не каждая квартира так хорошо обставлена. Все это — имущество проживающих, купленное ими как раз на свои «кровные».
Ноутбуки для душевнобольных
Прокуратура Прилузского района выявила конкретные эпизоды, связанные с нарушением прав обитателей ГБУ РК «Республиканский Летский психоневрологический интернат».
63-летняя Ш.М. и 55-летняя Ш.О. являются инвалидами (у них психические расстройства). Обе являются дееспособными, а значит, могут делать покупки сами. Обеим ежемесячно начисляется пенсия по инвалидности в размере от 4,5 до 7 тысяч рублей. Однако пенсионерки редко тратили свою пенсию, и в результате у них на сберегательном счете накопилась немалая (по меркам интерната) сумма.
При сверке карточек на имя О.Ш. и М.Ш., а также ряда других инвалидов установлено, что приобретенные от их имени ноутбуки и сопутствующая компьютерная техника существовали лишь виртуально, на бумаге, а в распоряжении больных — отсутствовали.
Более того, в беседе с работниками прокуратуры инвалиды признались, что они такого слова, как «ноутбук», не слыхали, в глаза его не видали, не умеют пользоваться компьютером. Никаких «буков» душевнобольные инвалиды сроду не покупали — им это попросту не нужно…
В результате Ш.О. и Ш.М. причинен ущерб на сумму 21213 рублей и 20569 рублей.
Подтвердились и другие нарушения. Например, тот факт, что на территорию интерната могли заходить посторонние (значит, могли что-то проносить и продавать), а некоторые инвалиды бесконтрольно совершали покупки. Выявлены также и нарушения санитарных норм.
«Из корыстных побуждений»
В официальном ответе за подписью помощника прокурора района Анны Кармановой говорится: «Прокуратура района в действиях работников Летского интерната, которые из корыстных побуждений, путем злоупотребления доверием оформили необходимые документы, получили денежные средства и приобрели компьютерную технику на имя проживающих, усмотрела признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159 ч. 2 УК РФ, и направила в порядке ст. 37 ч. 2 УПК РФ соответствующее постановление в органы полиции. Возбуждено уголовное дело.
Помимо изложенного прокуратурой района, выявлены факты, согласно которым недееспособным проживающим на руки передавались наличные денежные средства в размере 500 рублей и более, что запрещено, поскольку от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.
Выдача денег недееспособным при их расходовании осуществлялась без финансовой отчетности.
Все это, а также нарушения охранно-пропускного режима, оплаты труда работников, санитарно-эпидемиологических требований в пищеблоке, государственного контракта, связанного с закупкой некачественного масла для питания проживающих, отражено в представлениях прокурора, внесенных в адрес директора интерната, органов опеки в Прилузском районе.
По результатам рассмотрения представления администрацией интерната разработан план мероприятий по устранению нарушений, 8 работников привлечены к дисциплинарной ответственности».
Остается добавить, что расследование не завершено, суда не было, никто пока не может считаться виновным.
P.S. «Дисциплинарная ответственность» и «план мероприятий» — это, конечно, хорошо. Но возникает резонный вопрос: а если бы редакция «Трибуны» игнорировала анонимку? Несчастных инвалидов продолжали бы обирать?
Людмила КУДРЯШОВА.