15 мая «Трибуна» опубликовала материал «Тайна детских гробов» о загадочном захоронении, найденном жителем ижемского поселка Диюр Ильей Каневым.
Напомним, что, когда Канев копал в своем гараже яму, он наткнулся на маленькие гробы, изготовленные из цельного куска дерева и обернутые берестой. В них хранились останки младенцев.
Историк Александр Панюков из Корткероса пояснил, что такой способ погребения умерших младенцев был довольно распространен у финно-угорских народов. В свою очередь ижемский краевед Владимир Ануфриев поведал нам историю «дома Каневых», в ограде которого были найдены таинственные захоронения. По его версии, к захоронениям могла быть причастна жительница Диюра Киония — бывшая хозяйка дома, построенного на этом месте.
Нет, ребята, все не так
А на днях «Трибуна» получила письмо от Екатерины Ануфриевой, которая много лет исследовала историю деревни Диюр.
— Я отработала директором Диюрского дома культуры 40 лет, — пишет нам Екатерина Викторовна. — И все эти годы интересовалась историей моей малой родины.
Более 20 лет я вместе со своей дочерью Лидией Ануфриевой (Каневой) собирала материал, а затем мы выпустили книгу об истории деревни Диюр, которая называется «Не камень берегу, а простую память».
Обладая полной информацией, я бы хотела исправить неточности, прозвучавшие в заметке «Тайна детских гробов».
Дом на берегу реки Ижмы по улице Набережной в Диюре, который якобы построила Киония, на самом деле принадлежал моему прадедушке — Гаврилу Ефимовичу Филиппову. Он его и строил. Строительство началось еще в конце 19-го века.
И в тот момент мой прадедушка еще не был женат на Кионии.
Филипповское золото
У Гаврилы Ефимовича в хозяйстве было более трех тысяч оленей. Обладая таким богатством, он решил построить себе огромный двухэтажный дом.
Первая жена Гаврила Ефимовича — Анна Неофидовна — рано скончалась от воспаления легких, оставив 9-летнюю дочь Екатерину, ставшую затем моей бабушкой по матери.
Овдовев, Гаврил Ефимович женился на Кионии. У Кионии было двое сыновей от первого брака.
Киония не строила, а лишь достраивала дом Гаврила Ефимовича Филиппова.
Моя бабушка, Екатерина Гавриловна, дочь Гаврила Ефимовича от первого брака, вышла замуж в 16-летнем возрасте за диюрского парня Григория Дементьевича Вокуева.
Было у них пятеро сыновей и три дочери, двое умерли в младенчестве. В приданое Гаврил Ефимович дал дочери Екатерине две пригоршни золотых монет, три пригоршни серебряных, 8 золотых колец, 8 пар золотых сережек и 3 золотые цепочки, не считая сарафанов, меховой одежды, оленей.
Приданым стала и часть большого дома — одна комната наверху и одна комната внизу.
«Торокан керка»
Раньше эту часть дома Филипповы называли «Торокан керка». Там кормили работников, приезжавших из тундры, а также угощали тех, кто приходил к Гавриле Ефимовичу обменять свой товар на шкуры оленей, камус, рыбу, мясо и так далее.
Когда на Ижме началось раскулачивание, Гаврил Ефимович отправил сыновей Кионии вместе с оленями на север, поближе к Нарьян-Мару.
Семья Ильи Федоровича Канева в то время ютилась в небольшом доме. У него было много сыновей. А так как у Гаврила Ефимовича сыновей не было, он решил обменять свой дом, оставив при этом «Торокан керку» по завещанию своей дочери Екатерине Вокуевой (в девичестве Филипповой).
Последние годы Гаврила Ефимович доживал в «Торокан керке» и никуда не выезжал из Диюра (в статье «Тайна гробов…» говорилось, что он, опасаясь репрессий, якобы бежал с Кионией в Нарьян-Мар).
Только после смерти Гаврила Ефимовича его жена Киония выехала к своим сыновьям в Нарьян-Мар. Но не из-за боязни репрессий, а потому, что она осталась без наследства в Диюре.
И только после того, как прадедушка мой умер, в «торокан керке», а вернее, в комнатах, принадлежащих по завещанию моей бабушке, Екатерине Гавриловне Вокуевой (Филипповой), стала жить семья Владимира Ильича (он учительствовал в Диюре).
Сейчас в доме проживают потомки Владимира Ильича Канева. Однако Каневы не имеют права собственности на ту часть дома, что принадлежит моей родной бабушке. Законные наследники этой части филипповского дома — Вокуевы, Ануфриевы, Семяшкины.
И еще два слова по поводу детских гробов. Раньше в Диюре был такой обычай (мне о нем рассказала Малания Терентьевна Канева, которая скончалась в 2012 году в 89-летнем возрасте). Младенцев и маленьких детей в старину хоронили рано утром и без свидетелей. Возможно, придерживаясь этого обычая, родственники Гаврила Ефимовича Филиппова и захоронили своих младенцев около дома.
Екатерина АНУФРИЕВА,
д. Диюр, Ижемский район.