Натуральное хозяйство помогает выживать сельским школам

На заднем дворе Красноборской средней школы, что в Ижемском районе, пасутся телята. Свежие овощи попадают в школьную столовую прямо с грядки.

IMG_0405

За двумя зайцами

Это подсобное хозяйство было создано еще в начале 90-х. Колхоз «Красноборский» построил для школы отдельную ферму, где разводили поросят. Когда не стало колхоза, опустела и ферма. Возродить ее в 2007 году помог тогдашний директор Комиэнерго и депутат Госсовета Михаил Смекалов.
— Перед педколлективом остро стоял вопрос о досуге трудных подростков села, — рассказывает директор школы Ольга Терентьева.
— Решили «поймать двух зайцев» — и школьников занять сельскохозяйственным трудом, и спонсорские деньги пустить в оборот.
В соседней Усть-Ижме для школы закупили пять телят, у частников приобрели трех поросят и кроликов. Здание фермы отремонтировали.
Правда, через несколько лет от кроликов и поросят на школьной ферме отказались — содержать их оказалось слишком накладно. Зато вырастили телят. Сегодня в школьном хозяйстве пять коров и четыре теленка.

«Золотое» сено

Главная проблема — корма для животных. На одну корову нужно не меньше четырех тонн сена. Но у школы нет своих сенокосных угодий. По словам директора, после распада колхоза высокопродуктивные сенокосные участки были распределены на паи. Вблизи села все участки заняты, поэтому школа могла заготовить сено лишь на тех участках, которые хозяева не использовали.
Уже два года приходится покупать сено у частников. Это немалые затраты.
— Больше всего наших детей впечатляет сенокосная пора, — продолжает Ольга Терентьева. — В летних трудовых лагерях отдыха дети имеют возможность не только заработать деньги, но и получают множество положительных эмоций.

Юные аграрии

Напоить школьников парным молоком и накормить мясом со своей фермы пока не удается. Продукция должна быть сертифицирована, а это — бумажная волокита, трата времени и денег.
Школа сдает молоко на местный молзавод по 12 рублей за литр. Кроме того, приемщик доплачивает за высокую жирность продукции. Мясо тоже идет нарасхват. Вырученные от реализации продукции средства — подспорье для школьного бюджета. Благодаря подсобному хозяйству школа приобрела современную оргтехнику и музыкальные инструменты.
Первая серьезная покупка на заработанные школой деньги — интерактивная доска с мультимедийным проектором и ноутбуком за 120 тысяч. Прошлым летом в Красноборской школе заменили все двери на новые, а старые использовали в ремонте здания фермы. За свой труд, а также успехи в учебе школьники получают вознаграждение — поездки, экскурсии и денежные премии.
В двух теплицах Красноборской школы выращивают огурцы. На питание школьникам со своего огорода идут свекла, морковь и картошка. Местные жители охотно покупают у юных аграриев рассаду цветов, огурцы и кабачки.
— Хотим организовать учебные классы, в которых наши ребята смогли бы получать навыки механизаторов, права трактористов, как было в советские времена, — говорит директор школы. — Так мы решили бы и проблему профориентации. Но самостоятельно такую ношу нам не осилить. К примеру, жесткие требования предъявляются при создании автодрома для обу­чения вождению. А у школы нет даже своего трактора.

На столе не пусто. Своя капуста!

В Ижемском районе есть и другая школа — Бакуринская, — где успешно развивается подсобное хозяйство. На 1,5 га площади возле школы выращивают картофель и капусту, в теплицах — огурцы. Плюс четыре цветника.
— Свой огород — существенное подспорье, — говорит зам. директора по воспитательной работе Бакуринской школы Вероника Красильникова. – В школьной столовой используем свои продукты, излишки продаем. На вырученные деньги обновляем материально-техническую базу, а также поощряем учеников. К примеру, по итогам каждой четверти отличник получает по 100 рублей, а хорошисты — по 50 рублей. Неплохо зарабатывают школьники, работая на огороде в полевой сезон. За прошлый сезон мы смогли реализовать 16 тонн картофеля и около двух тонн капусты.
У школы в селе Бакур есть свой трактор ЛТЗ, а также плуг. К сожалению, нет копалки, окучника. Окучивать и копать картошку школа нанимает местного предпринимателя, а это дополнительные затраты для небольшого хозяйства.

Наталья КОЛОДИНОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники