Когда диплом не дороже швабры. Почему многие сельские учителя получают не больше уборщиц, а московские зарплаты педагогам Коми даже не снились?

21 декабря премьер Михаил Мишустин распорядился подготовить предложения по совершенствованию оплаты труда педагогов. Напомним, что за четыре дня до этого Владимир Путин заявил на пресс-конференции, что учитель высшей категории в сельской местности не может получать столько же, сколько и уборщица. И объяснил, почему так получилось:
«Ранее было принято решение, что МРОТ не может быть меньше прожиточного минимума, а эту шкалу сдвинули. МРОТ приподняли, а уборщица не может получать меньше, и ее зарплату приподняли. Надо было одновременно приподнимать и уровень заработной платы для других категорий, а этого не было сделано из-за бюджетных ограничений».
И Михаил Мишустин отдал распоряжение: «Представить в правительство предложения по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников с учетом установления минимального размера оплаты труда на уровне не ниже величины прожиточного минимума».

Михаил Иванов.

Забытые обещания

Прожиточный минимум во II квартале определен правительством в 12 392 рубля. И зарплата педагога не может быть ниже этой суммы. Формально получается, что эти 12 с небольшим тысяч и есть допустимая оплата учительской ставки за 18 уроков в неделю?
В 1991-м правительство России ставило цель поднять зарплату учителей до уровня средней в промышленности. С 2006 года чиновники заявляли, что доходы учителей надо довести до уровня средней зарплаты по региону. А 30 лет спустя, в 2021 году, — о зарплате не ниже МРОТ. Учительский труд обесценился до уровня мойщика полов…

«Точка напряжения»

В ноябре прошлого года Госдума приняла закон, по которому право устанавливать оклады и ставки зарплаты для бюджетников в регионах получает федеральное правительство. Это относится и к учителям. Следствием всего этого и стало распоряжение о разработке новой системы оплаты труда учителей.
Но какими должны быть базовые ставки и оклады учителей? Система надбавок и других выплат? Об этом на вебинаре Института образования ВШЭ рассказал директор департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения Андрей Милехин. Он раскрыл подробности новой системы, которую разрабатывает министерство:
– Самая существенная проблема – размеры ставок за труд одинаковой сложности, которые могут различаться даже в одном субъекте. Их значение ниже прожиточного минимума. Какие последствия? Для получения достойной зарплаты учитель должен добирать ее дополнительной работой. Чем меньше оклад в структуре зарплаты, тем сложнее понять, из каких надбавок она складывается. Система эта непрозрачна, это «точка напряжения».
В Общероссийском профсоюзе образования установили, что в 80% регионов месячная ставка (оклад) учителя за норму часов учебной нагрузки меньше, чем федеральный МРОТ. В некоторых субъектах она и вовсе – 3-4 тысячи рублей. Все, что сверху, – разные выплаты и надбавки, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам. Доходит до абсурда, когда учителю начисляют отдельные стимулирующие выплаты «за работу на пришкольном участке», «за выполнение диспетчерских функций», «за работу с хором»…

Где выход?

Министерство просвещения предлагает несколько вариантов. Первое: ставки зарплаты (должностные оклады) устанавливаются в единых размерах для всех организаций субъекта РФ. Второе: дифференциация этой ставки устанавливается по сложности труда, в зависимости от квалификационных уровней. Третье: четкий перечень компенсационных выплат. Четвертое: сформировать перечень стимулирующих выплат.
Андрей Милехин добавил: «Регионы смогут устанавливать свои дополнительные выплаты компенсационного и стимулирующего характера».

Под такой нагрузкой учителя «выгорают»

Своим мнением о предстоящей реформе поделился с «Трибуной» председатель республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки Михаил Иванов:
– Во-первых, мы считаем, что одинаковый труд должен оплачиваться по единому тарифу как в Москве, так и в той же Усть-Цильме. Пока же в столице труд учителя физики, к примеру, оценивается в три раза выше: дескать, там жизнь дороже. А это несправедливо и надуманно. Во-вторых, нужно отталкиваться не от существующих минимумов окладов, а взять за основу хотя бы существовавшую тарифную сетку с 18 разрядами. Их может быть и меньше, но первый разряд должен быть равен МРОТ. Только этот вариант установит справедливую систему в оплате труда учителей. А дальше уже ставка должна повышаться в соответствии с уровнем образования, квалификации и степенью ответственности, и уж потом – от нагрузки.
Сейчас же в школу не хотят идти молодые специалисты, их просто отпугивает мизерная зарплата и отсутствие перспективы. Проще пойти работать ночным сторожем и получать тот же МРОТ. В школе же заработать хотя бы двойной МРОТ можно только одним способом – огромной переработкой, а это грозит учителю «выгоранием». Поэтому многие не выдерживают и уходят.
На вопрос о том, почему так долго не решалась проблема зарплат, Михаил Юрьевич ответил, что суть проблемы в уходе от ответственности правительства страны и перекладывании ее на регионы. Коми мешает развиваться и так называемый закон о подушевом финансировании, когда школе средства выделяются с учетом того, сколько детей в ней учатся. Принцип очень прост: чем больше в школе учеников, тем больше у нее денег от государства. Однако это для городов-миллионников хорошо, а в Коми много мелких школ, поэтому жить по московским нормативам невозможно. Получаемых средств не хватает даже на зарплату, а ведь школу надо содержать, ремонтировать, нужен транспорт, связь. Выход, как считает М. Иванов, в восстановлении справедливых межбюджетных отношений. Если же оставить все на уровне регионов, ничего не изменится.
Если объемы бюджетного финансирования останутся такими, как они есть, то изменить что-то можно, только перераспределяя деньги внутри. Если будет поставлена задача поднять зарплаты до уровня МРОТ, то их поднимут до этого уровня, прибавив одним и снизив зарплату другим. А в целом зарплатный фонд останется прежним.

Виктор СЕМЕНОВ.

фото news.rambler.ru.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники